Путем добра и любви

Четвертый год летом, по благословению епископа Туровского и Мозырского Леонида, прихожане и священнослужители Свято-Михайловского собора совершают водный Крестный ход в честь священномученика Макария, митрополита Киевского

По традиции Крестный ход начался в древнем г. Турове и закончился на старице у деревни Скрыгалов, месте убиения священномученика Макария, митрополита Киевского.

…Солнце жарко целует Припять. Река смеется, искрится, ее маленькие волны превращают солнечные лучи в тысячи алмазных искорок. Радостный птичий гомон вплетается в тихое дыхание реки. Безмятежно и плавно течет Припять среди заповедных лесов.

Вдруг летнюю симфонию птичьего хора, красок и света нарушают непривычные звуки. Солнце торопливо прячется за кудрявое облако. Река убрала радостные искорки и сердито нахмурилась. Насторожилась живность лесная и прибрежная. Аист, шелестя крыльями, проскользнул над водой. Замерла рыжая куница, встрепенулась изящная лосиха, закрывая детеныша собой, затрещали сороки, испуганной стайкой пролетели какие-то птицы. Все умолкли, прислушиваясь к всплескам, шорохам и перезвону стекающих капель.

Из-за поворота показались ярко-желтые, похожие на лепестки солнечных астр, байдарки. Веселые, загорелые люди махали веслами, как крыльями, и лодки не плыли, – летели над рекой. Смех, плеск, звонкая капель  и летящие байдарки гармонично вливаются в летнюю симфонию Полесского заповедника. (В междуречье Припяти, Ствиги и Уборти расположен один из 4-х национальных парков Беларуси – «Припятский». Под особой охраной находится около 190 тысяч гектаров территории и более трети занимает абсолютный резерват дикой природы).

Необычная флотилия байдарок – водный Крестный ход в честь священномученика Макария, митрополита Киевского. Его совершают любители водного туризма – прихожане и священнослужители кафедрального собора, чтущие память священномученика, отдавшего свою жизнь за православную веру на земле Полесья. Крестный водный ход так и называется «Путем священномученика Макария, митрополита Киевского».

Немного истории. Точно так, в 1495 году, по Припяти святой Макарий сплавлялся в Киев, который из-за междоусобных войн не посещался митрополитами более ста лет. Предстоятели православной церкви, нося титул «Киевский», служили не на кафедре в Киеве, а в столице Великого княжества Литовского (ВКЛ) –  Новогрудке или в Вильно.

Макарий, единодушно нареченный митрополитом духовенством и народом в 1494-м, за недолгое свое служение сумел заслужить уважение и авторитет среди паствы.

В книге «Под тремя коронами» П. Чигринов отмечает: «Он сумел вести за собой дисциплиной церковного устава и своим покаянным горением». Неутомимыми заботами рачительного хозяина митрополита Макария стали процветать монастыри и храмы. Во время недородов, как пишет П. Чигринов, неурожаев и первых признаках голода, Макарий просил и добивался, чтобы монастыри отворяли житницы, организовывали кормление голодающих.

Если кто терял корову или лошадь, митрополит за свои деньги покупал крестьянину скотину.

Митрополит Макарий намеревался положить конец практике служения не на киевской кафедре и собирался плыть в Киев по охваченному войной югу ВКЛ. В этом решении его поддержала княгиня Елена, жена Великого князя Александра. (Одним из условий венчания православной дочери Ивана III Елены с Александром Ягеллончиком, великим князем Литовским, было оставаться в православной вере).

Католики постоянно принуждали Елену перейти в католичество, но она была крепка в вере своих предков, и опорой ей служил Макарий, митрополит Киевский.

Предстатель отправляется в путь из Новогрудка, тогдашней столицы ВКЛ. Самый короткий путь в Киев – по Припяти. Короткий, но небезопасный.

Несмотря на многочисленные предупреждения об угрозе нападения, митрополит Макарий сплавляется по Припяти. В деревне Скрыгалов, стоящей на берегу Припяти, митрополит Макарий принял мученическую смерть.

И, как пишет П. Чигринов: «В Вильно пришла весть о гибели митрополита Макария. Было заявлено: он погиб то ли от рук бандитской шайки казаков-разбойников, то ли от такой же шайки крымских татар».

Сегодня любые предположения о виновниках смерти митрополита не отменяют факта его мученической кончины. И мы, православные, свято чтим его память. Ежегодно, 14 мая, в день памяти священномученика Макария, в деревне Скрыгалов совершается Божественная литургия и Крестный ход к месту его мученической кончины.

Наша команда идет на остроносых байдарках по Припяти к месту гибели митрополита Макария. На стоянках совершаем молебен священномученику Макарию, митрополиту Киевскому.

В Крестном ходе принимают участие ребята из ГУО «Мозырский центр туризма и краеведения детей и молодежи». Руководит группой Иван Васильевич Туровец. Веселые, загорелые ребята проделали нелегкий путь. На велосипедах за три дня они преодолели расстояние между Мозырем и Туровом. Это примерно 155 километров под палящим солнцем. Встретились наши команды в древнем Турове, на широком заливном лугу раскинули палаточный лагерь для ночевки.

Крестный ход начался с молебна, который совершил епископ Туровский и Мозырский Леонид под открытым небом на цветущем лугу. Единодушно молились взрослые и дети.

Вот и помчались наши байдарки одуванчикового цвета по реке. Величественна в верховьях Припять, широки ее берега в ажурной кромке лесов. Изредка встречаются деревни, стоящие на берегу. Останавливаемся в агрогородке Лясковичи, здесь будет стоянка на ночь.

Центр Белорусского Полесья, деревня Лясковичи, расположена на  берегу Припяти. В этих местах река в половодье разливается до 30 километров. Сохранившиеся леса, заливные луга – национальное достояние. Здесь и располагается территория парка «Припятский», в нем обитают около 250 видов птиц и такие животные, как зубр, лось, кабан, косуля, волк, лисица, рысь, хорек, ласка. Многие из них занесены в Красную книгу Республики Беларусь. В агрогородке Лясковичи есть «Музей природы», который считается крупнейшим   в республике. Мы увидели мастерски сделанные диорамы чудесных полесских ландшафтов, в которые гармонично вписываются картинки деревенского быта.

С 2010 г. в Лясковичах проводится фестиваль этнокультурных традиций «Зов Полесья», который стал визитной карточкой Петриковского района. Вот и в этом году на протяжении нескольких дней здесь будет звучать народная музыка, работать ярмарка полесских ремесел, пройдут выставки-презентации и многое другое.

На следующее утро после завтрака и молебна наши лодки мчатся по красавице Припяти. Вновь любуемся дубравами, березовыми рощами, яркими лугами. Часто, пролетая над водой, нас приветствует серая цапля, аисты в гнездах на старых засохших дубах. То пробегает юркая ласка, то переплывает реку изящный олень. Следующая ночевка – на окраине Петрикова. Старинный городок, милый и уютный, где трепетно относятся к старине и к памяти погибших в Великой Отечественной войне воинов.

В городском парке установлен мемориал в честь воинов-освободителей города Петрикова. Пятерым уроженцам Петриковского района присвоено звание Героя Советского Союза. Это  Малышев Ф. А., Степук С. Е., Самбук И. Е., Липунов А. Я., Данилицкий А. П., двое, Король Г. Я. и Мотуз В. И., стали полными кавалерами ордена Славы.

Очень красивый старый храм святителя Николая Чудотворца, стоит на высоком холме над рекой. Построен он в 1839 г. на месте сгоревшей деревянной церкви на пожертвования прихожан и купцов Кебеца, Моргуна, Короля, Корульского.

В 1929 г. храм был закрыт. В 1930 г. с колокольни был снят колокол весом 120 пудов 20 фунтов, отвезен на станцию Копцевичи и отправлен на переплавку. До 1941 г. здание использовали как склад для зерна и муки.

Во время Великой Отечественной войны храм очистили и там начали совершать богослужения. Прихожане, заботясь о благолепии дома Божия, ремонтировали храм на собственные деньги. И сегодня можно увидеть на иконах центрального алтаря следы от пуль.

Хочется вспомнить о мужестве и настойчивости протоиерея Евгения Вейго, который спас церковь от разрушения, убедил власти оставить храм в целости, как историческую ценность. И сегодня, благодаря ему, мы любуемся небесно-голубым храмом, стремящимся в небесную голубизну.

В каждой деревне есть могила неизвестного солдата, в каждой деревне был разрушен или сожжен храм.

Глядя на памятники воинам-победителям, старинные храмы, милостью Божией уцелевшие, понимаешь, что белорусская земля, каждый ее кусочек обагрен кровью моих братьев. Это мученики за веру, это солдаты Отечественной войны, до последнего вздоха защищавшие Родину. Имена воинов Христовых также неизвестны, как и имя солдата-воина, но «Бог имена их веси».

И наш Крестный ход – это не прогулка в приятной компании, а молитва о них, безвестных воинах, благодарность за их мужество и стойкость.

Наступило утро, по заведенному порядку: молитва, завтрак, подготовка лодок к сплаву – и в путь, остался один переход.

После Петриковского парома течение стало более быстрым, и лодки мчатся, ритмично машут весла, и над лодками бесстрашно летают серые цапли, аисты. И снова любуемся родной землей, ее могучими лесами, душистыми лугами и гостеприимными людьми.

Конец пути. Место убиения священномученика Макария, митрополита Киевского. Здесь нас встречает и приветствует епископ Туровский и Мозырский Леонид. Служится благодарственный молебен.

Плывут церковные напевы над рекой, и отступает крошево мелких забот перед нетленной красотой молитвенных слов. Каждый благодарит Бога за благополучный водный Крестный ход и просит: «Святый мученик Макарий, моли Бога о нас».

Подготовила Тамара КОШЕВНИКОВА.

Фото иерея Сергия КАПИТАНА.