Стюардесса по имени…Яна. Мозырянка, бортпроводник «Белавиа», рассказала о сложностях и романтизме своей профессии

6256

Бортпроводник авиакомпании «Белавиа» в беседе с корреспондентом нашей газеты рассказала о сложностях и романтизме, присущих данной профессии.

Выпускница Мозырского государственного областного лицея Яна Харитонова в школьные годы танцевала в известной студии «ALEXIS». Затем поступила в Высшую школу туризма Белорусского государственного экономического университета и успешно окончила ее в 2018 году. А потом стала бортпроводницей авиакомпании «Белавиа». Яна охотно рассказывает о своем пути в эту специфическую, одновременно сложную и романтическую профессию:

– Наверное, у каждой девушки, рано или поздно, появляется некая романтическая мысль: «Хочу стать стюардессой». В ранг мечты я эту профессию не возводила, но попробовать, однозначно, хотела. Осознанное решение стать бортпроводником ко мне пришло еще в студенческие годы.

– Сложно ли было пройти кастинг, чтобы быть отобранной в команду «Белавиа»? Какими были испытания?
– Первое испытание и, наверное, самое сложное и важное – это ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия). Это медицинская комиссия, которая определяет годность либо негодность к данной работе. Если вы ВЛЭК не проходите, на этом все испытания заканчиваются. Если же вы прошли комиссию успешно, то осталось дождаться объявления о наборе и подать анкету на сайте авиакомпании. Следующий этап – самый волнительный и интересный – это кастинг. Его проводят опытные бортпроводники и руководящий состав службы, задают большое количество неожиданных вопросов и моделируют различные ситуации, которые могут произойти в рейсе, тем самым проверяя быстроту реакции и стрессоустойчивость.

– Правда ли, что в бортпроводники выбирают только привлекательных людей с хорошей фигурой: если девушек, то стройных, если парней, то спортивного телосложения?
– Безусловно, в работе с людьми аккуратность и приятный внешний вид играют важную роль, но это не является основным требованием к кандидату. Коммуникабельность, отзывчивость и умение принимать решение в кратчайшие сроки гораздо более важны в нашем деле. Также обязательным критерием в отборе кандидатов является знание английского языка.

– Где вы учились тому, что требуется от бортпроводников?
– Обучение начинается уже после приема на работу. В течение нескольких месяцев инструкторский состав авиакомпании занимается подготовкой будущих бортпроводников к предстоящей работе.

Безусловно, Мозырь, мой родной город, дал многие знания и опыт, которые мне пригодились в жизни и, думаю, в данной профессии тоже.

– Проходили ли вы какую-то специальную подготовку, например, психологический тренинг по работе с пассажирами? Что обычно советуют тем людям, которым нужно лететь на самолете, а они боятся?
– Программа обучения включает в себя множество тренингов. Также мы проходим подготовку на специализированной базе МЧС, где отрабатываем действия в аварийных ситуациях, тушение пожаров и оказание медицинской помощи на борту воздушного судна. Существуют различные алгоритмы работы и общения с пассажирами. Тех, кто боится летать, мы стараемся отвлечь и успокоить.

– Во многих ли странах вы побывали? Может быть, за вами закреплены определенные рейсы, или такой практики в авиакомпании нет?
– Программа выполнения рейсов в нашей авиакомпании выстроена так, что большинство рейсов – разворотные. Это значит, что мы не покидаем зону аэропорта. Конечно, бывают командировки, но это случается редко. За нами не закрепляются рейсы, так как постоянно меняется количество пассажиров, а от этого зависит тип самолета, на котором будет осуществляться рейс, и количество бортпроводников в бригаде. Поэтому закрепить рейс за бортпроводником, думаю, невозможно.

– Расскажите, как проходит ваша рабочая смена. Вот вы отправляетесь в рейс, прибываете в аэропорт… Что дальше?
– После прибытия в аэропорт бортпроводники проходят медосмотр. Затем предполетный брифинг, который проводит старший бортпроводник. Обсуждаются особенности предстоящего рейса, технология обслуживания пассажиров, также проговариваются действия в аварийных ситуациях. За час до вылета бригада прибывает на борт воздушного судна и готовится к рейсу.

– Многие девушки мечтают стать стюардессой, так как полеты – это романтично, а еще у стюардесс красивая форма. О том, что может быть тяжело, сразу не думаешь. А в чем основные трудности вашей профессии, в чем ее напряженность?
– Любая профессия, включающая в себя работу с людьми, напряженная, а наша вдвойне, так как мы находимся в замкнутом пространстве, на высоте 10 000 метров. К трудностям также отнесу отсутствие постоянного графика – иногда рабочий день может начинаться среди ночи. Пониженная влажность, перепады давления и недостаточный уровень кислорода на борту самолета тоже сказываются на самочувствии.

– В каком возрасте бортпроводники обычно уходят «на пенсию»?
– Насколько я знаю, раньше уходили в 45 лет. Возможно, сейчас что-то изменилось, я не уточняла – если честно, мне еще рано (смеется).

– За что вы любите свою работу?
– За ее разнообразие, динамичность, возможность общения с интересными людьми. Над облаками светит солнце, поэтому за окном моего «офиса» всегда хорошая погода и это, пожалуй, самое приятное!

– С чего начать, если хочется стать бортпроводником?
– На мой взгляд, стоит начать с изучения иностранного языка и усовершенствования навыков коммуникации с людьми. Даже если вы не станете бортпроводником, то в жизни вам это однозначно пригодится.

Записала Маргарита СОЛОВЬЕВА.
Фото из личного архива Яны Харитоновой.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: