Держать дистанцию и учиться: как?

187

Ольга АРДАШЕВА:

«Похоже, коронавирус ускорит прогресс белорусских образовательных технологий. Осваивать обучение в онлайн-формате – мера вынужденная. Но не запоздавшая ли?»

Школы в России из-за роста заболеваемости COVID-19 точечно переводят на дистанционное обучение. Предполагается, что в домашних условиях будут обучаться ученики 6-11 классов, в начальной же школе изменений не будет. Сообщается также, что в российской столице для преподавания в школах пригласят студентов и выпускников педагогических вузов, а опытные преподаватели старшего возраста будут переведены на удаленку. Пишут, что в российских школах рассылаются дополнительные указания о максимальной готовности к переходу на удаленное обучение в любой момент, рекомендуют проверить оборудование и готовность учителей к дистанционной работе. В некоторых школах даже раздаются ноутбуки и планшеты. Одним словом, школы массово готовятся к переходу на дистант.


Что у нас?

В начале учебного года министр образования рассказал журналистам о том, что разрабатываемая единая образовательная платформа для дистанционного обучения до конца 2020 года будет готова. Сначала платформу, как водится, запустят в тестовом режиме, а полноценно она заработает с сентября 2021/2022 учебного года. То есть фактически через год…

Очень хочется надеяться, что вторая волна COVID-19, которая, по предупреждениям медиков, будет жестче первой, обойдет стороной наш регион, страну, наших детей и педагогов – всех нас, и что в образовательном процессе ничего не поменяется. Но что-то подсказывает: обстоятельства могут повторить последнюю четверть прошлого учебного года, когда большая часть учеников по настоянию родителей и медиков осталась дома, а в школу ходили лишь единицы. Давайте признаем: фактически процесс обучения на дистанционке свелся к проверке педагогами домашнего задания, а новые темы штудировали с детьми родители… Тут же вскрылись и другие проблемные моменты: в чатах мамы и папы делились друг с другом тем, что сами не понимают новый материал, настолько сложна канцелярская речь авторов-составителей школьных учебников… Но вернемся к теме. Образовательная система оказалась не готова к дистанционному обучению. И не готова сейчас. Да, теоретически современные технологии позволяют проводить онлайн-уроки. Но не все этими технологиями располагают. Начнем хотя бы с того, что для видеоурока нужен компьютер и интернет: все ли педагоги могут похвастаться таким оснащением? Но дело даже и не в техническом обеспечении: для онлайн-занятий требуется другая образовательная методика… Перестраиваться сложно. Ломать то, что годами работает без сбоев, неудобно и нервно отнесемся к этому с пониманием. Так и не надо задействовать в модернизации всех без исключения! Это сугубо мое, личное мнение. Республиканские конкурсы педагогического мастерства ежегодно отбирают лучших. Почему бы не предложить авторитетным учителям-предметникам стать медиа-лицами, записать с ними доступным языком онлайн-конспекты и «залить» их на ютьюб? Для начала. Или вот еще идея: раз уж дети дома, возле телевизора, перестроить телевизионную сетку под ученическую программу – отдать на некоторое время вещание педагогам. Это намного полезнее бездушных передач, заполонивших эфир. В этом случае отпадет необходимость обязательно иметь планшет или ноутбук, да и нагрузка на глаза будет куда ниже.

По результатам тестирования, срезов, которые были проведены в начале учебного года во многих школах, в том числе и в гимназии, в которой учится мой ребенок, мы справились: не учились около 2 месяцев, и это не отразилось на успеваемости класса. Но во многом благодаря чему? Дальновидности педагога, который вел детей наперед, усложненным заданиям, сверхнорме. А как в других школах?.. Именно такие моменты склоняют к мысли, что нужно больше ценить то, что имеешь.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: