Призвание – быть учителем

С достойным человеком говорить всегда интересно, особенно если это директор школы. Обычно образ школьного руководителя сопровождается ассоциацией о строгом, хмуром и безапелляционном мужчине средних лет, вызов на ковер к которому для любого ребенка был стрессом.

Сегодня мы хотим вас познакомить с совершенно очаровательным, добрым и справедливым директором Козенской средней школы Светланой Викторовной ШЕЛКОВНИКОВОЙ. Ученики не боятся заходить к ней в кабинет, чтобы поздороваться, а родители переводят своих детей из других школ под ее заботливое директорское крыло.

– Светлана Викторовна, повлиял ли кто-то на ваш выбор профессии или это было самостоятельное взвешенное решение?

– Всю жизнь, с детства, я мечтала быть учителем. Помню, когда училась в классе 5-6, усаживала младшего брата с его друзьями в импровизированном классе, который устраивала дома. В результате испортила полированные двери серванта, которые играли роль классной доски. Мне так здорово досталось тогда от мамы!

Мысль, что я буду педагогом, не покидала меня на протяжении всех школьных лет. Я очень любила читать книги, поэтому выбрала филфак. В 1989 году я успешно поступила в Мозырский педагогический институт им. Н. К. Крупской на филологический факультет русского отделения. У нас была замечательная, дружная группа, пятая группа филфака 1994 года выпуска. Меня вообще по жизни сопровождают только хорошие люди.

В 1993 году, еще будучи студенткой, я пришла работать в свою родную Козенскую школу учителем русского языка и литературы, в то время студентам можно было работать. А вот попасть на работу в Козенскую школу было очень сложно, но меня взяли как выпускницу этой школы. Видимо, еще тогда была традиция: предпочтение отдавать своим выпускникам.
После окончания института 7 лет я преподавала русский язык и литературу в одной из российских школ, получила хороший опыт работы, подружилась с замечательными людьми, с которыми мы до сих пор общаемся.

В 2000 году я вернулась на родину и устроилась на работу в родную школу заведующей библиотекой. Школу тогда возглавляла директор Валентина Сергеевна Бобр – замечательный человек и руководитель, которая многому меня научила, которой я очень благодарна, но, к сожалению, очень рано ушедшая из жизни.  Когда же меня назначили директором школы в ноябре 2009 года, было волнительно и ответственно, но отступать, как говорится, было некуда.

Помню, была такая ситуация: я только-только вступила в должность, ощущения непривычные. И вот иду я по коридору, дети бегают, и вдруг слышу: «Директор! Директор!» Я с перепугу сама всполошилась, а потом понимаю: директор – это же я! (Смеется.)

– Остались ли вы довольны этим выбором?

– Не жалела ни дня, ни минуты, потому что со школой у меня связаны только теплые воспоминания. Первое время было сложно и трудно, но разочарования не было никогда. Я благодарна судьбе за людей, которые встречались на моем пути, которые окружают меня сейчас.

Директор – это в большей степени хозяйственник. Он несет ответственность и за коллектив, которым руководит, и за учеников, и за родителей – за всех, кто переступает порог школы. И когда в работе есть система, а у нас она есть, то и руководить получается. Согласитесь, намного проще работать тогда, когда есть взаимопонимание и поддержка, когда ты знаешь, что тебя поймут и помогут.

– Какой вы директор?

– Наверное, неправильный, потому что ученики не боятся заходить ко мне в кабинет (улыбается). Часто выпускники приходят просто поговорить, и в основном это те, кого принято называть «трудными подростками». Мне нравится, что я могу влиять, могу корректировать, могу вносить свою лепту в формирование жизненных устоев и интересов ребенка.  Мне очень нравится, что, когда ребенок приходит со своими переживаниями, ты помогаешь принимать решения, ты подводишь его к чему-то, он получает результат, и ты им гордишься, а соответственно, и собой.

– Какие качества вы цените в педагогах?

– Мои учителя – это коллектив неравнодушных единомышленников, всей душой болеющих за дело, которое мы делаем вместе. Мы всегда работаем на результат, ведь не зря девиз школы – «Все дети талантливы», а основное правило работы педагогов – «Будем доставлять детям радость общения с нами». Задача всего коллектива, помимо обучения, состоит в том, чтобы создать для ребят комфортные условия, помочь им социализироваться и определиться с выбором профессии.

– Последние годы не стихают споры о том, кто должен учить ребенка добру, этике, нормам поведения в обществе: дом или все-таки школа. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
– Я всегда стараюсь разрешить конфликтную ситуацию путем убеждения родителей в том, что в одиночку мы ничего не сделаем, а вот сообща можем помочь, научить, воспитать. Мы учим не только детей, мы учим и родителей воспитывать детей. Я очень люблю выражение: «Плохих детей не бывает, есть дети, на которых у нас, взрослых, порой не хватает душевной теплоты». Когда удается убедить мам и пап в том, что мы не соперники, а единомышленники в плане воспитания наших детей, тогда у нас и у них все получается.

Каждый год к нам приходят ребята из разных школ, что, безусловно, не может не радовать. И импонирует то, что в большинстве случаев ни дети, ни родители не пожалели о том, что выбрали именно Козенскую школу.

– Светлана Викторовна, предлагаю отойти от педагогики и ответить на вопрос немного другой тональности. Как бы вы себя представили?

– Человек, имеющий свою точку зрения, но в то же время умеющий слушать и слышать, а порой и принять точку зрения другого человека. Я умею убеждать людей, в частности, родителей. Об этом, наверное, говорит тот факт, что ни один родитель не уходил из моего кабинета в вышестоящие инстанции, чтобы решить свой вопрос.

– Что больше всего цените в людях?

– Порядочность, чувство справедливости, честность. Сама такая. Я никогда не буду ходить вокруг да около, я очень прямолинейный человек. При всем этом я не злопамятна. Главное – никогда не переходить на личности и не опускаться до оскорблений. Золотое правило гласит: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Все просто.

– Бывают ли у вас моменты, когда вы теряете веру в себя? Как справляетесь с этим?

– Наверное, это большая роскошь для руководителя, потому что если потерять веру в себя, то что тогда будет. Бывает сложно, особенно в начале учебного года. Из-за этого я не люблю сентябрь, когда нужно запустить этот большой механизм под названием ШКОЛА. А вот волнения душевные бывают, но нужно выдохнуть и идти дальше, потому что другого не дано. Если за тобой стоят люди, то нужно быть для них примером, и вести этот корабль сквозь все бури и ненастья.

– Что может послужить для вас вдохновением или мотиватором?

– Определенно, наши успехи в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Например, в этом году шесть наших учителей приняли участие в российском конкурсе «Педагог-2019» и все стали дипломантами. Также в этом году по итогам республиканской олимпиады по физкультуре мы заняли третье место. А еще моим большим вдохновителем является моя семья, в особенности три внука. Это действительно большое счастье и бесконечная радость. Это мое всё.

Ольга ЛАСУТА.