Когда возраст не помеха

Покрывала, полотенца, скатерти и другие тканые и вышитые вещи – это своеобразная повесть о жизни народа и его труде, о счастье и бедах, о мечтах и чаяниях. Это и богатая копилка славянской языческой культуры. В прошлом веке вышивание было одним из обычных занятий белорусской женщины, которое по распространенности не уступало место ткачеству. Преемственность традиций от одного поколения к другому шла по женской линии. От матери к дочери передавались не только навыки орнаментального мастерства, но и сами расшитые предметы, особенно рушники.

Елена Яковлевна ЦЫК попробовала вышить свой первый узор в раннем детстве и с тех пор вышивает потрясающие по своей красоте узоры.

Сейчас Елене Яковлевне почти 84 года. Ее жизнь, как и любого другого жителя советского и постсоветского времени, была полна забот, особенно в послевоенные годы, однако всегда находилась минутка и для отдыха, и для рукоделия.

Бабушка вспоминает, что в войну их дом сожгли немцы. Осталось только то, в чем стояли, а после нужно было как-то продолжать жить. «В четвертый класс мать меня не пустила, и я пошла пасти овечек. Чтобы во что-то одеваться, мама с бабушкой пряли кудель и полученное полотно использовали для изготовления одежды и белья. Сорочки, кофты для красоты расшивали причудливыми узорами или цветами».

Интерес к вышивке у Елены Яковлевны проснулся после третьего класса:

– Сначала я попросила у мамы, чтобы она показала мне, как правильно это делается, но у нее и без того забот хватало, времени практически не оставалось. Тогда я попросила мамину подругу, чтобы она меня научила. Попробовала. Если у меня не получалось или я делала что-то неправильно, то она меня била по рукам. Однажды я расплакалась и больше к маминой подруге не пошла – решила самостоятельно научиться.

Однако осуществить задуманное оказалось не так уж просто, потому что раньше канвы не существовало, по крайней мере в отдаленных белорусских деревушках. Рукодельницы вышивали крестиком по ровному полотну, а для этого нужно было иметь «острый» глаз и сноровку. Методом проб и ошибок крестик у Елены Яковлевны вышить получилось, а после нескольких стежков и вовсе появилось представление, как эти крестики на материи компоновать, чтобы получился узор.

На протяжении всей жизни для талантливой и трудолюбивой Елены Яковлевны вышивка была отдушиной, возможностью отдохнуть и расслабиться после тяжелого трудового дня. Ведь Елена Яковлевна за свой ударный и добросовестный труд в свое время была награждена грамотами, похвальными листами, а работала она на ферме дояркой, потом телятницей. Но не только работа отнимала все силы и время, семье тоже нужно было уделять много внимания, ведь у героини нашего материала пятеро детей: два сына и три дочери. Как только выдавалась свободная минутка, и если оставались силы, брала в руки иголку и нитку.

Всю жизнь Елена Яковлевна провела в заботах. Казалось бы, на пенсии уже не грех и отдохнуть. Но не тут-то было!

– Я не могу сидеть без дела. Пока жила в деревне, я себе работу всегда находила: то за грибами схожу, то за ягодами – люблю лес. А после того как дочка в город к себе забрала, надо ж находить какое-то занятие. Нужно всегда быть чем-то занятым, чтоб дурные мысли в голову не лезли!

На вопрос, не сложно ли в таком почтенном возрасте заниматься вышиванием, Елена Яковлевна с улыбкой ответила: «У меня есть очки. Надеваю их, только если хочется видеть еще лучше и четче. А вообще зрение у меня еще хорошее».

Все свои работы Елена Яковлевна не хранит у себя, а с чистым сердцем и открытой душой преподносит в подарок своим родным и близким.

Это интересно

Первые задокументированные белорусские орнаменты начали прослеживаться со второй половины XIX века. Белорусское искусство очень тесно переплетается с умениями всех славянских народов. Проживая рядом, люди обменивались вещами, продавали их. Они верили в одних и тех же богов. Это сыграло свою роль в истории каждого народа. Так же происходило и с изобразительным искусством, на основе которого и зародился белорусский орнамент. В средние века на территории современной Беларуси очень уважаемыми были резчики по дереву и металлу. Они выполняли удивительные узоры. Так и распространился белорусский орнамент дальше.

Первые белорусские орнаменты были в большинстве геометричными и имели особое значение. Такими орнаментами украшали одежду, домашнюю утварь. Основу узоров составляют широкие полосы из ромбов, треугольников и розеток. Конечно, важным элементом первых орнаментов был крест. Этот символ с древних времен считался оберегом. Современные белорусские орнаменты также вышиваются крестом. Техника выполнения очень проста. Сначала в одну сторону рисунка проходят половиной стежков и, возвращаясь, накрывают стежок ниткой. Так и получается крестик. Такая техника позволяет в короткое время и без особых усилий забивать большую площадь орнамента.

Развитие вышивки шло постепенно. Сначала активно вышивались разнообразные геометрические узоры, к которым постепенно добавлялись пышные растительные украшательства. Также мастера добавляли в вышивку разнообразные швы, которые становились неотъемлемой частью орнамента. Сочетание разных цветов тоже было не с самого начала. В некоторых вышивках преобладают красный, белый или черный цвета. Позже стали сочетать черный с красным. Больше всего изменений белорусские узоры и орнаменты претерпели в период капитализма. Это уже обусловлено наложенным отпечатком власти над народом. Сам орнамент сформировался на протяжении нескольких столетий и отличается своим генетическим единством основных элементов по всей территории Беларуси. Хоть в каждой местности и добавлены свои мотивы.

Вышивка белорусским орнаментом встречается по всей территории этой страны. Но в каждой местности она и отличается своими особенностями и фигурами. Везде использовались полосы и разнообразные бордюры. Каждый регион по-разному располагает узоры, орнаменты и символы. Так, в схеме вышивки белорусского орнамента на востоке Полесья встречается больше растительных узоров. Геометрических мотивов почти не наблюдается, их вытеснили изображения роз, которые в большинстве вышивают белым и красным цветом. В некоторых районах преобладает ромбическое изображение даже в полосах, которые украшают низ рубах.

Ольга ЛАСУТА.

Фото автора.