«Бью древесину током, чтобы получить удивительный узор…» Мозырянин – о своем увлечении столярным делом

201

Пока одни ноют, что скучно проживают свои дни, у других нет ни секунды рефлексировать на эти темы. Кто-то после работы торопится на дачу ухаживать за саженцами, кто-то бежит в спортзал. Другие штудируют иностранный язык, осваивают вязание на спицах, реставрируют автомобили, рисуют шаржи, участвуют в поиске пропавших людей… Сотни занятий по интересам – выбирай своё!

Сегодня рассказываем об увлеченном механике, слесаре-сантехнике, а теперь еще и столяре Сергее Сергеевиче Мурашко, который на днях побывал в гостях у редакции. Интервью началось с просмотра занятного видео, на котором он по древесине, дубу пускает разряд электрического тока. Всё для того, чтобы получить…

Узор молнией

Образовавшиеся таким образом «шрамы» в физике называют лихтенберговыми фигурами, от фамилии ученого Лихтенберга, который первым описал картины распределения искровых каналов, образующиеся на поверхности твердого диэлектрика при скользящем искровом разряде. В его мемуарах можно прочесть приблизительно следующее: «Эти узоры мало чем отличаются от гравировального рисунка. Иногда там появлялись почти бесчисленные количества звезд, Млечных путей и больших Солнц».

И правда, люди с фантазией могут многое разглядеть в тех незаурядных спонтанных рисунках на обожженном дереве.


Современные деревообработчики держат опыт немецкого физика-лирика на вооружении и то и дело прибегают к визуализации «растекания» тока. Красиво и необычно – это главный аргумент. «К тому же никогда не знаешь, какими получатся следы молний, каждый раз они не похожи на предыдущие. Это как загадка природы», – комментирует Сергей Мурашко.

В образовавшиеся полости он заливает лак или эпоксидную смолу с красителем, в которую при желании добавляет люминофор, что позволяет изделию светиться в темноте. Получаются весьма необычные предметы кухонного обихода и интерьера, а также различные дамские украшения. Рассматриваем фото столов, разделочно-сервировочных досок, интерьерных панно, серег, колец, выполненных в такой технике, и приходим к выводу: таких в Мозыре еще не делали.

Мебель с использованием эпоксидной смолы – новый тренд в интерьере. Чаще всего этот материал используют при изготовлении столов и кухонных столешниц, и они удаются настолько уникальными и необычными, что с ними не сравнится ни один предмет из привычных материалов.


«Спил дерева заливают смолой, добавляя различные декоративные элементы. На данный момент, к примеру, занимаюсь столом, который будет украшен по желанию заказчика шишками и мхом. Чтобы стабилизировать мох, то есть сделать так, чтобы он не крошился, пришлось много постараться. С шишками же было проще: их мы высушили в духовке. Секретами этого мастерства со мной делятся минчане, к здешним обратиться не к кому, – говорит Сергей. – Есть много идей. Медленно, но верно иду к своей мечте: хочу научиться изготавливать диораму, объемную картину, в смоле. Впечатлился такой много лет назад, увидел ее в интернете: в середине обеденного стола – горы, реки, да такие реалистичные! Собственно, тогда, около 7 лет назад, и родился мой интерес к обработке дерева. До этого, признаюсь, и лобзиком-то не пользовался, и даже не поглядывал на те станки, за которыми работаю сегодня. Освоенное ремесло до сих пор для меня ново – есть в чем развиваться».

Европа готова платить за нашу мастеровитость

Подарки ручной работы из его мастерской «Деревяшкин и К» перед Новым годом пользуются неимоверным спросом. Деревянные гребешки и авторские шпильки для волос, посуда и разделочные доски, фляги и кружки, столики для кофе и подносы, детские игрушки и ключницы – всего этого нужно много и обязательно в эксклюзивном варианте.

Работает Сергей преимущественно под заказ.


Спрашиваем, почему не представлен на местных выставках ремесленников. Говорит, что не может себе позволить экспонироваться с парочкой изделий. Чтобы «выйти в люди», нужно хорошенько подготовиться, а на данный момент это возможно, разве что если отказаться от договорных отношений. А вообще такие мероприятия любит: это и общение с коллегами «по цеху», и лучший маркетинг одновременно. До пандемии участвовал и в белорусских, и российских выставках. Кроме того, его изделия выезжали в Италию, Чехию, страны Прибалтики – домой ничего не вернулось, и этим гордится.

Универсальность – это сила

Для Сергея Мурашко ремесленная деятельность не является основной. Он механик, слесарь-сантехник, сторож. Работает на 1,75 ставки в двух организациях: в мозырском филиале «Гомельского государственного училища олимпийского резерва» и в частной компании ООО «Солканпром», специализирующейся на оказании сантехнических услуг.

Нужно ли уточнять, что выходных у мужчины фактически нет?


«Все свободное время уделяю семье и работе по дереву. И именно в такой последовательности, – уточняет он. – У нас супругой Наталией трое прекрасных деток. Дарье – 8 лет, Ксении – 6, а Андрею – 2 года. Мне нравится видеть, что они растут озорными, смышлеными, веселыми. Девочки сами себе выпилили автоматы – играют в войнушки. Сын тоже мне на радость проявляет интерес к мужской работе. Мой шуруповерт – его любимая игрушка, а видео по ютьюбу о том, как работает та или иная техника, для него лучше любых мультиков. Не хочу и думать, как сложилась бы моя судьба, если бы не познакомился в интернете со своей будущей супругой-мозырянкой. Прозябал бы в Минске…».

Минчанин о смене столичной прописки на жизнь в тихом районном промышленном городе не сожалеет: нашел больше, чем потерял. Любимая супруга, радостные здоровые детки, дело, которое в радость, – что еще нужно для счастья?

О том, сможет ли реализоваться в чужом городе, без знакомств и протекций, никогда не думал. Руки на месте – семью прокормит. К тому же смело менять профессию, браться за новое, снова и снова учиться – ему не привыкать.

Первое свое образование Сергей Мурашко получил в Санкт-Петербурге в военно-транспортном университете железнодорожных войск Российской Федерации. Второе – в Белорусской государственной академии связи. Но по обоим профилям так и не закрепился: пришлись не по душе. Зато ближе оказались рабочие профессии. С удовольствием учился на механика-водителя, электромеханика, электрогазосварщика, монтажника связи, осваивал тонкости отделочных и сантехнических работ. Приходилось примерять на себя и сермяжку грузчика, и рабочего по комплексному обслуживаний зданий и сооружений. Принцип, которым руководствуется, простой и понятный: работа не должна быть в тягость – только в удовольствие. Может, отсюда и долгий поиск своего пути…

Еще один принципиальный момент: любой труд должен быть оплачен – это аксиома. А сверхурочный труд – тем более.

«В этом плане мне очень помогает супруга. Можно сказать, она мой менеджер. На все звонки, касающиеся мастерской, отвечает преимущественно моя Натали. Это важная составляющая нашего общего дела. Часто заказчики и не догадываются, насколько трудоемкие процессы заложены в основу производства того же гребешка, я уже молчу об эксклюзивной мебели. Все до одного хотят «дешево и сердито». Но работа, сделанная руками, априори не может оцениваться низко, это же не штампованные изделия! – говорит ремесленник. – Особенно ценю жену за сдержанность и терпеливость в общении с клиентами. Натали также контролирует наличие нужных для работы материалов, заказывает всё недостающее. Могу просить ее также найти те или иные чертежи – знаю, что все будет сделано вовремя. Что и говорить, с женой мне повезло!».

Быть в ответе за тех, кого купили

«До выполнения определенных заказов я и не догадывался, как сильно мозыряне и жители соседних регионов любят животных. Денег на обеспечение их идеального существования не жалеют и просят эксклюзив. В последние годы, отмечу, буквально наплыв любителей братьев наших меньших, – рассказывает Сергей. – Причем натуральные, экологичные домики для хомячков или морских свинок – это уже стандартные заказы. Удивился, когда ко мне обратились сделать кроватку «а-ля детская», только для кролика. Впрочем, другие пошли дальше в своих фантазиях: для домашнего зайчика, кроме спального места, просили соорудить качельку и систему лабиринтов, чтобы он развлекался. Делал и пентхаус для 5 шиншилл (такой есть в Наровчизне), и игрушку для собаки, причем такую, что не надо грызть: под наперстками от животного прятали корм и перемешивали у него на глазах, а потом по очереди открывали. Одна из удивительных работ – оборудование целой комнаты для …мини-пига.

Несколько слов об отношении к уникальности. Принимал и заказы с условием не распространять их изображение в интернете. Чаще всего это про мебель Клиент хочет, «чтобы у соседей такого не было», и это его право».

Ольга АРДАШЕВА.
Фото автора и из архива
героя публикации.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: