У каждого настройщика музыкальных инструментов есть свои секреты. Своими поделился Владимир Приходько

373

Настраивать музыкальные инструменты – дело непростое, но интересное и даже творческое.

Если вы знаете, что такое тюнер, шпацейзен, хорейзен, ложечник, настроечный ключ, то, скорее всего, сфера вашей деятельности связана с игрой на фортепиано. Но даже далеко не все пианисты слышали названия инструментов, благодаря которым «ставится» голос их музыкального «друга». А Владимир Леонидович Приходько уже не один десяток лет на «ты» с непростым внутренним миром роялей и пианино.

«Вкус чувствуешь во время еды»

Работа у Владимира Леонидовича редкая. И это вовсе без преувеличения. Ведь настройщиков музыкальных инструментов в Мозыре всего трое, и все работают в Мозырском государственном музыкальном колледже. Наш собеседник свою слаженную команду, в которую входят Валерий Николаевич Рудинский и Игорь Леонидович Новик, с улыбкой называет Три Богатыря. Трудится фортепианных дел мастер усердно, ведь, помимо «общения» с имеющимися в колледже и за его пределами инструментами, он уже много лет обучает юных мозырян тонкостям игры на пианино.

Глядя на опытного и статного педагога, сложно поверить, что когда-то, будучи 9-летним сорванцом, он категорически не хотел поступать в музыкальную школу. «Помню, тогда еще здание школы было деревянным и стояло у реки. В мои детские годы поступить туда было очень престижно, а педагоги по фортепиано всегда ходили с гордо поднятой головой. Родители мои были медиками, но решили, что сын должен пойти учиться музыке. Даже репетитора наняли», – вспоминает Владимир Леонидович. «Когда пришло время сдавать вступительный экзамен, я даже краской вымазался, чтобы меня не приняли, – смеется преподаватель, – но родители отмыли и отвели в школу». В тот же день маленький Володя был зачислен в класс фортепиано.

Наш собеседник рассказывает, что в течение пяти лет в школе менялись педагоги, поэтому особого интереса музыкальная сфера у парня не вызывала. Но с появлением в его жизни учителя Валентины Ильиничны Трошко музыка заиграла новыми красками. «Можно сказать, что вкус к игре на фортепиано я почувствовал во время «еды», – улыбается Владимир Леонидович. – Самое главное для любого ученика – это хороший педагог, ведь именно от него зависит 51 % успеха ученика, его привязанность к предмету». Полюбив музыку душой, Владимир Приходько решил продолжить выбранный путь: поступил сперва в Гомельский государственный колледж искусств им. Н. Ф. Соколовского, а затем в Белорусскую государственную консерваторию (сегодня академия музыки).

Правда, сразу приступить к обязанностям педагога начинающему преподавателю не довелось – призвали в ряды Советской армии. И лишь после службы наш собеседник начал входить в педагогический строй в Новополоцком музыкальном колледже, после чего вернулся в качестве педагога по фортепиано в родной Мозырь.

Трудолюбивым рукам подвластно все

Владимир Леонидович вспоминает, что впервые с настройкой фортепиано познакомился еще в детские годы, когда родители дали в руки самодельный настроечный ключ, и он, насколько получалось, подтягивал отдельные ноты, чтобы не фальшивили. А вот основательно столкнуться с тонкостями настройки довелось во время работы в Новополоцке: «В училище тогда было много расстроенных инструментов, а работать на таких невозможно. Все изъяны проявляются как зубная боль. Поэтому потихоньку подтягивал струны».

О работе настройщика педагог говорит с особым удовольствием: «Постепенно в это дело втягиваешься. Ведь благодаря твоему труду инструмент оживает, начинает звучать так, как тебе хочется».

Назвать такую работу обыденной язык не повернется. А все потому, что в этом процессе столько тонкостей и непредсказуемых моментов, что изучить все досконально попросту невозможно. К примеру, в фортепиано около 10 тысяч деталей, в ремонте которых настройщик должен разобраться, правда, скорее интуитивно почувствовать, где нужна помощь его крепких рук.

«Бывает так: не держит строй инструмент. Это значит, что мне нужно снять каждую струну с колка, выкрутить колки, заменив их на другие, повышенного диаметра. Затем каждый колок необходимо обработать и натянуть струну. И уже под это натяжение струн отрегулировать механику», – рассказывает настройщик, уточняя, что подобный ремонт – самые минимальные меры помощи инструменту. Владимиру Приходько на все про все понадобится 28 часов. И это, отмечает наш собеседник, еще очень быстро!

В беседе настройщик с улыбкой говорит, что у каждого, кто настраивает музыкальные инструменты, есть свои секреты. Многие их стараются не выдавать, но белорусские мастера довольно открыты, поэтому с удовольствием делятся опытом. Например, педагог музыкального колледжа всегда поддерживает связь с одним из самых высококлассных специалистов страны – заведующим производством ООО «Фабрика фортепиано» Михаилом Викторовичем Янковским. «Он всегда подскажет, поможет разрешить спорный вопрос. Ведь работа Михаила Викторовича связана со сборкой инструментов, поэтому мастер знает много тонкостей», – с удовольствием рассказывает о давнем товарище Владимир Леонидович.

На вопрос о том, как же все-таки научиться настройке фортепиано, наш собеседник отвечает однозначно: только прикоснувшись к инструменту. Ведь ни одно пособие, ни один ролик в интернете не может в полной мере раскрыть всю специфику работы. «Пока сам не попробуешь, пока не испортишь своей настройкой несколько инструментов, не узнаешь всех деталей этой работы», – улыбается педагог. Причем Владимир Приходько подмечает, что любой, кто желает обучиться этому ремеслу, всегда найдет возможность: «Можно даже устроиться помощником на фабрику по сборке фортепиано, чтобы изнутри черпать все необходимые знания». Правда, предостерегает: процесс «познания» отнюдь не быстрый, ведь даже себя мастер по настройке инструментов не может назвать человеком, знающим в этом деле абсолютно все, – в мастерстве всегда есть куда расти. Беседуя с Владимиром Леонидовичем, понимаешь, что этому человеку давно удалось заглянуть в душу инструментов, услышать их голос, унять возникшую «боль». И они отвечают ему тем же. Настройщик даже отмечает, что самое сокровенное можно доверить только музыкальным инструментам.

Немного о педагогике

Несмотря на то, что наш собеседник еще успевает работать настройщиком в детских школах искусств города по совместительству, вторая его страсть – педагогика: «Лучший отдых – это смена деятельности. Поэтому мне нравится, что я могу совмещать ремонт фортепиано с обучением». Кстати, к образовательному процессу педагог подходит философски, рассказывая, что здесь много своих секретов. Например, он всегда с интересом присматривается к тем ученикам, которые не выделяются на фоне своих сверстников, чтобы раскрыть в них «притаившийся» потенциал. Ведь, по мнению нашего героя, все люди талантливы, нужно лишь найти ту струну, которая чисто зазвучит при правильной «игре».

Кстати, подходя к своей работе столь рассудительно, в жизни Владимир Приходько тоже руководствуется своими особыми принципами. И вот один из них: сколько бы коленок ты не расшиб, идя по жизненному пути, сколько бы раз не упал, споткнувшись о трудности, всегда поднимайся и иди к своей цели. Ведь ничто важное не дается просто. Поэтому настройщик и педагог уверенно идет по ухабам жизни, отдавая частичку своей души музыкальным инструментам и своим ученикам.

Александра КИРИНСКАЯ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: