Лирика и проза сельского педагога. Интервью с учителем физики и информатики Прудковской средней школы

Еще пару десятков лет назад школьные уроки информатики воспринимались большинством учеников как нечто несущественное и не такое уж необходимое, как, например, математика с русским языком. Теперь же мы видим совершенно противоположную ситуацию, когда мир заполонили новые технологии. При этом, чтобы считаться современным и «продвинутым» человеком, необходимо осваивать интернет-пространство, как если бы это был учебный предмет.

Мы встретились с учителем физики и информатики Прудковской средней школы Валентиной Владимировной МИШОТОЙ и обсудили новые технологические веяния, проанализировали школу прошлого и настоящего, а также выяснили ее профессиональный секрет.


– Валентина Владимировна, повлиял ли кто-то на ваш выбор профессии или это было самостоятельное взвешенное решение? Остались ли вы довольны своим выбором?

– Я родом из Прудка. Окончила Прудковскую среднюю школу, поступила в наш пединститут, после окончания которого в 1992 году по распределению пришла работать в свою родную школу учителем физики и информатики и работаю до сих пор. Учителем хотела быть с детства, да и родители поспособствовали этому. Стоит сказать, что моя мама тоже учитель, только начальных классов. Наверное, поэтому я выбрала для себя этот путь.

Немалую роль в моем выборе профессии сыграли и мои учителя: Екатерина Михайловна Мурат и Алла Павловна Голубович. Хотелось быть похожей (улыбается). Когда всю жизнь у тебя перед глазами пример, достойный подражания, скажем так, то хочется быть похожим, соответствовать.

– Когда работалось легче: на заре вашего педагогического пути или все же сейчас?

– Однозначно не могу сказать. Готовиться к урокам нужно было и тогда, и сейчас. Меняются школьная программа, учебники, требования, и под эти изменения нужно подстраиваться самому и перестраивать свою работу. Для детей сейчас источником информации является не только учитель и учебник. Как ни крути, но интернет тоже выполняет информационную функцию. Главное, научить ребенка использовать его по прямому назначению, научить учиться с помощью интернета – я бы так сказала. Кроме этого, сегодня учителю необходимо уделять большое внимание саморазвитию, осваивать информационные технологии в полной мере, потому что мы уже не единственный источник знаний. Однако знания, которые дети получают на школьных уроках, в приоритете, и важно дать это понять учащимся.

– Сложно ли работать с детьми? Ученики бывают разные, и не все быстро идут на контакт. Были в вашей практике тяжелые случаи?

– Проблем с учащимися у меня не было, наверное, еще с институтской практики. Дети всегда разные. Любому ребенку нужно внимание. Вроде бы такая простая истина, но многие о ней забывают. От этого и случается недопонимание между учащимся и учителем. В класс нужно заходить с улыбкой, любовью и пониманием, потому что дети видят все эти чувства невооруженным глазом. Современные дети заставляют нас меняться, потому что без этого мы не сможем найти общий язык. Не найдешь общий язык – не будет дисциплины на уроке.

На что они откликаются, так это на уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь. Ребята хотят, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое.

Современные дети могут «читать» взрослых как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. И делают это так, что окружающие иногда не осознают этого!

– Сложно ли работать с родителями? Часто ли они занимают сторону детей, а не учителя?

– Проблема современного общества, на мой взгляд, в том, что везде и всюду критикуем. Не нужно этого делать. Нужно просто начать с себя: проанализировать свое отношение к миру и окружающим людям, стать, возможно, добрее, внимательнее. Стараться войти в положение другого человека, понять его. Вот так же и в отношениях с детьми. Нужно воспитывать, показывая достойный пример, и тогда ребенок, сам того не осознавая, будет ему следовать.

Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее. Дети копируют нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии.

– Как вам кажется, в чем сейчас разница между современными детьми и детьми вашего поколения? Очень часто говорят, что тогда они были умнее и трудолюбивее, чем сейчас.

– Современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе изменился. Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи на нас в их возрасте. У них другой темп. Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках все мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни, которая более насыщена и наполнена информацией. Даже быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт – все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К современным детям и подросткам предъявляются другие требования. Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет – в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

– Есть ли разница между учителями, которые учили вас, и современными педагогами?

– Мне кажется, раньше учителя были умиротвореннее, спокойнее. А нынешним нужно быть креативными. Не всегда можно заранее предугадать, в каком русле потечет урок. К тому же личность учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.

– А чем, на ваш взгляд, отличается сельская школа от городской? У кого преимущество?

– Сельская школа выигрывает в социальном плане – маленькая, уютная, атмосфера почти домашняя, семейная.

Обычно сельская школа небольшая сама по себе, соответственно, и учеников в классах немного. А это, в свою очередь, позволяет объяснять материал практически индивидуально, больше внимания уделять каждому учащемуся. Также для детей много занятий и мероприятий проводится во внеурочное время. Например, в сельском Доме культуры организуются кружки по интересам. Концерты, приуроченные к определенным датам, могут проводиться как в школе, так и в СДК. В сельской школе учитель больше знает о проблемах учеников, в том числе семейных. Помощь, поддержка и участие оказываются незамедлительно.

– Что больше всего вы цените в людях? В своих коллегах?

– Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Среди них – владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий кругозор, педагогическое мастерство, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие. Любовь к своему труду – качество, без которого невозможна деятельность педагога. Слагаемые его – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей квалификации.

– Что может послужить для вас вдохновением или мотиватором?

– Безусловно, стремящиеся к знаниям, старающиеся, проявляющие интерес учащиеся.

– У вас есть профессиональный секрет?

– Так, чтобы совсем секрет, то нет. Каждый человек, любящий свою работу, счастлив. А педагогу важно любить детей.

Ольга ЛАСУТА.
Фото из личного архива Валентины Мишоты.