Деревня Крушники — одна из самых отдаленных в Мозырском районе. Узнали, с каким настроением её жители ждут приезда автолавки

Отдаленные деревни нашего района не могут похвастаться развитой инфраструктурой: в большинстве из них нет объектов социального значения. Однако этот факт нисколько не огорчает их жителей, поскольку всё самое необходимое им обеспечивают передвижные пункты торговли и связи.

Если проехать по маршруту автомагазина, то можно услышать, как сельчане твердят в унисон одно и то же: «Нас всё устраивает. Мы не отрезаны от мира, как это почему-то принято считать, потому что к нам приезжает автолавка, в которой можно купить не только всё, что нужно, но и что хочется».


И действительно, ожидая автомагазин в деревне Крушники Осовецкого сельсовета, ее жительница Валентина Владимировна Козел подтверждает:

– Всё, что хочешь, можно купить. Дефицита не бывает по одной простой причине: если что-то необходимо, то наш Миша все привезет – только попроси. Он не просто знает каждого человека в деревне, но и кто какие продукты любит и чаще покупает. Он даже знает, какую колбасу я люблю!

«Наш Миша» – так называют водителя и продавца в одном лице, приезд которого в деревню равносилен празднику. Михаил Николаевич Сузько на хорошем счету не только среди сельчан, но и у руководства ТУП «Припятский Альянс». Вежливый, компетентный, отзывчивый и ответственный, Михаил Николаевич за годы своего труда доказал: в любой профессии можно состояться и снискать уважение людей, с которыми сталкиваешься по долгу службы. За 15 лет он ни разу не пропустил выезд без уважительной причины.


Беседуя с Валентиной Владимировной о сельских буднях, о житье-бытье, ненароком поглядываем вдаль, на дорогу, по которой должна ехать автолавка. К слову, наша собеседница уже мелькала на страницах районки в прошлом году, аккурат в марте. Тогда-то мы и узнали, в чем преимущество жизни в деревне, потому что усадьба семьи Козел – одна из образцовых в сельсовете. Увидев корреспондента сейчас, она с улыбкой воскликнула: «Это ж вы ко мне той весной приезжали!»

А вот и автолавка вдали на пригорке показалась. Приближается стремительно: старики ждут – нельзя опаздывать. Первая остановка собрала покупателей работающих: две супружеские пары – сотрудники Осовецкого лесничества, забежавшие на обед домой, – и социальные работники, закупавшие продукты для своих подопечных. Чтобы не отнимать время у работающих людей, изучаем ассортимент. А он, кстати, действительно очень широкий.

Вниманию покупателей представлены и хлебобулочные изделия, и бакалея, и молочка, мясная продукция и рыба, консервация, фрукты-овощи, кондитерские изделия, даже есть непродовольственные товары: побелка садовая, всевозможные моющие средства, предметы личной гигиены. Но самое главное – слова Валентины Владимировны подтверждаются: на бортике автолавки висит объявление, которое гласит, что все необходимые товары можно заказать!

Дождавшись, когда Светлана Викторовна и Виктор Петрович Фицнер завершат свои покупки, интересуемся у сельчан, все ли устраивает в работе автолавки. Исчерпывающий ответ не заставляет себя долго ждать:

– Все замечательно! И Миша наш умница! Особенная благодарность ему за то, что когда нас зимой замело, что не видно было дороги, все равно приезжал.
– А как же сумел?
– А вот так: когда МАЗ вытягивал, когда – трактор. Ни разу не было такого, чтобы Миша не приехал. Напишите, что он самый лучший продавец, потому что это правда.

Чуткий к своим покупателям, Михаил Николаевич никогда не оставляет неудовлетворенными заявки сельчан. Зная вкусы и предпочтения своих покупателей, всегда предложит лучший продукт или порекомендует на пробу что-то новенькое, при этом не злоупотребляя ни человеческим доверием, ни средствами. Единственное, на что жалуется сам Михаил Николаевич, – отсутствие связи. Когда покупатели рассчитываются пластиковыми карточками, то не всегда оплата проходит. Приходится искать сигнал с вытянутой рукой, на что уходит какое-то время.

На следующей остановке Михаила Николаевича поджидает Любовь Константиниди с сыном Родионом. Маме – продукты, ребенку – вкусняшки. Ну как можно обойти вниманием карапуза, когда он с таким интересом заглядывает внутрь?

– Скоро лето начнется, мороженое пойдет, – констатирует продавец. – Зимой вожу два-три ящика, которые расходятся за месяц, а летом все пять продаю только за день

– Летом здесь хорошо, – включается в разговор женщина. – Летом и заработок здесь хороший, потому что люди отовариваются на 50-60 рублей. Дачники перебираются сюда на лето из города, соответственно, возрастает и выручка.

– Однажды мне один дедушка, который живет в деревне Гиневичев Груд, сказал: не продается только то, чего нет. Сейчас купить можно всё, даже в таких отдаленных деревнях.

Ошибочно будет думать, что сельские жители ничего не покупают.

Покупают, если привозить и предлагать, – уверен Михаил Николаевич. – Раньше мы брали количеством – людей было много, и за счет количества покупателей была выручка. Сейчас у меня в среднем отоваривается 50-60 человек в день, а выручка получается 1200–1300 рублей в день.

Михаил Николаевич обслуживает деревни не только Мозырского, но и Петриковского района, которые расположены на этой стороне реки, до парома, – Моисеевичи, Черноцкое, Шестовичи, поселок Шестовицкий. И у нас, и в соседнем районе на лето перебираются в деревню не только местные дачники – россияне и те облюбовали для своего летнего отдыха полесскую глубинку. Да что говорить, наша собеседница Любовь Николаевна приехала в Крушники из солнечного Краснодара.

– А все просто: мои корни отсюда, – рассказывает женщина. – Мама и бабушка родом из этой деревни. Переехала я сюда внезапно, как оказалось. Бабушка перенесла операцию на ноге, теперь она инвалид первой группы. А я, будучи тогда в декретном отпуске, решила приехать к ней в гости на лето, заодно и присмотреть. Да так и осталась. Уже три года живу здесь.

Следующая остановка самая многолюдная. Возле автолавки собралось семь человек. Да только завидев человека с фотоаппаратом, многие не спешили подходить – а вдруг фотографировать будет. Но переборов первое смущение, подошли, не забыв при этом поинтересоваться, кто и откуда к ним приехал, и для чего. Услышав, что из местной газеты, сельчане стали наперебой расхваливать и ассортимент передвижного магазина, и самого продавца. Когда ж еще подвернется такая возможность?


Сельчане шумно и со смехом приступили к изучению ассортимента, перебрасываясь приветствиями и участливыми вопросами о здоровье. Пока кто-то из них закупался, остальные обсуждали последние телевизионные новости, делились свежими событиями из своей жизни, оговаривали планы на эту весну. Ведь жизнь течет не только в городе, но и в отдаленной глубинке. Здесь тоже живут люди со своими потребностями, радостями и трудностями, которые требуют разрешения. Каждый приезд автолавки расценивается как большое событие, которое заставляет «выйти в свет», как окошко в большой мир, из которого Михаил Николаевич каждый раз привозит что-то новенькое, будь то городские новости или новый ассортимент.

Наблюдая за тем, что приобретали сельчане, можно сделать вывод: продукты первой необходимости. Хлеб, молочка (масло, ряженка, питьевой йогурт), масло подсолнечное, иногда фрукты (бананы, лимоны) – стандартный набор покупок в день нашего приезда.


Комментарий председателя Осовецкого сельсовета Марины Федоровны Радовня подтверждает общее мнение сельчан:

– Нам просто повезло с Михаилом Николаевичем. Например, во время его отпуска люди, покупая вроде бы те же самые продукты, остаются не совсем удовлетворенными обслуживанием. Сколько бы я ни ездила с автолавкой, жители говорят так: «Михаил нам привозит не только продукты, он привозит нам хорошее настроение». Это очень дорогого стоит. Что касается непосредственно обязанностей продавца, то он выполняет все заказы, если на данный момент чего-то нет в наличии. Более того, у каждого жителя сельсовета есть его номер телефона: сельчане могут и таким образом сделать заказ. Этой зимой, когда нас замело, «Амкодор» КСУП «Осовец» расчистил для автолавки дорогу в отдаленные и сильно занесенные снегом деревни, чтобы вовремя доставить продукты первой необходимости.

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.