Мозырская команда стала лучшей в Гомельской области и второй в стране по итогу Кубка Беларуси игры «Что? Где? Когда?»

Есть только миг: молодость, интеллект, гимназия.

Увлечение интеллектуальными играми в ГУО «Гимназия имени Я. Купалы» объединяет школьников и педагогов. С нашими юными собеседниками – гимназистами-интеллектуалами – мы встретились сразу по окончании крупнейшего школьного турнира страны, Синхронного Кубка Беларуси по ЧГК. Еще не были учтены все апелляции, но уже было очевидно, что мозырская команда «Повелители времени» стала лучшей в Гомельской области и второй в стране. Прошел в следующий, решающий, этап и другой мозырский коллектив совсем юных игроков под названием «Кибербланк 2077».

Свой вклад в эти несомненные успехи внесли наши собеседники: Владислав Дудковский, 8 класс, команда «Кибербланк 2077», Александра Котова (капитан) и Алиса Балина – обе из 11 класса, команда «Повелители времени».

Родители Владислава: мама – штукатур-маляр, папа – электрик. Мама Александры – филолог, папа – тоже электрик. У Алисы мама работает завучем в СШ № 12, папа работает на НПЗ, в недавнем прошлом выводил на поле мозырскую «Славию» в качестве капитана. Словом, говоря языком советских анкет, происхождение наших героев и пролетарское, и из интеллигентов. Разве что налицо одинаковое желание делать себя самим, а также родительская любовь и поддержка.

Главное личное достижение Владислава – победа на телевизионном конкурсе «Я знаю!» два года назад, участие в областных олимпиадах по географии. Александра участвовала в олимпиадах по географии (с успехом, по ее словам) и белорусскому языку и литературе (с переменным успехом). Алиса несколько лет участвовала в олимпиадах по биологии.

– Простой вопрос: как началось ваше увлечение игрой «Что? Где? Когда?» (ЧГК)?

Владислав: «Меня сюда, можно сказать, «завезли», поскольку раньше я об этой игре не слышал и понятия не имел, что это такое. Но в итоге получилась любовь с первого взгляда».

Александра: «Пришла на тренировку, чтобы отработать практику в летнем школьном лагере. Потом мои товарищи по той команде уехали в лагерь для игроков ЧГК, а мой одноклассник собрал уже другую команду на местный локальный турнир. Оказалось, что мы вполне конкурентоспособные, и это подогревало мой интерес».

Алиса: «Моя мама хорошо знает Ростислава Марковича Миневича (надеемся, в представлении не нуждается – прим. авт.), сама увлекается интеллектуальными играми, поэтому лично привела меня на занятия, решив, что мне будет полезно развиваться в этом направлении».

– Какой принцип формирования ваших команд? Просто собрались друзья, или каждый отвечает за конкретную сферу, или по психологической совместимости?

Владислав: «Точно сказать не могу, у каждого есть свои сильные стороны, но мы дополняем друг друга и ответ находим совместно, если чего-то никто не знает».

Александра и Алиса: «У нас в команде все одинаково во всем разбираются, разве что кто-то знает немного больше, но такого, чтобы кто-то на чем-то определенном специализировался, мы не замечали. Мы как части пазла, которые собираются вместе, только нам это надо сделать за минуту».

– Какова ваша роль в команде?

Владислав: «Пожалуй, ближе к универсальному игроку, единственное, что не капитан, но капитан это не обязательно самый умный и авторитетный человек».
По мнению психолога гимназии Р. М. Миневича, главный козырь Владислава – его эрудиция.

Александра: «Отвечу как капитан: Алиса – это тот игрок, который молчит, но потом, переработав всё, выдает версии, говоря профессиональным языком, – стреляет. Это очень классно, потому что таких в команде только два человека, и они периодически выдают очень важные и правильные вещи. Кроме того, она не поддается панике от вопросов, всегда спокойна, создавая нужный микроклимат. Я универсальный игрок: могу и молчать, и стрелять, и раскручивать вопрос. У нашего клуба так сложилось, что все капитаны – девочки. Думаю (с улыбкой), что я стала капитаном сначала потому, что писала разборчивее всех».

Р. М. Миневич так прокомментировал эту традицию:

«По Юнгу существуют 4 основные психологические функции: мышление, ощущение, чувства, интуиция. Первые две в большей степени мужские, вторые – женские. Вот и всё».

– Вопрос девушкам: поиск ответа идет чисто на знаниях, или приходят на помощь женская интуиция и логика?

Александра и Алиса: «Интуиция работала, когда мы не умели играть, но когда у тебя есть две равноценные версии, то больше следуешь логике, чем интуиции. Правда, не всегда верно (с улыбкой)».

– Как вы поддерживаете интеллектуальную форму? Какую книгу читаете сейчас?

Владислав: «Есть разные методы, чтобы не допустить своей умственной деградации. По большей части заглядываю в различные статьи, последняя, например, была про Наполеоновские войны. Сейчас дочитываю книгу «Война с саламандрами» Карела Чапека».

Александра: «Учиться играя, играя учиться. Благодаря ЧГК стала читать больше книг и, как результат, вытягивать вопросы. Но из вопросов тоже узнаешь много интересного. Начинаешь искать больше информации в интернете и по вкладкам забираешься все дальше и дальше не только по теме, но по многим ответвлениям от нее. Сегодня буду читать роман Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома».

Алиса: «Больше обращаю внимание на различные современные тенденции: фильмы, музыка – это сфера моего внимания. Сегодняшний роман – «Моя кузина Рейчел» Дафны дю Морье».

– Какой базовый набор знаний необходимо иметь начинающей команде? Например, утверждают, что в команде должен быть игрок, который прочитал всего Гарри Поттера, Толкиена…

Александра: «Скажем так, команде важно знать «Бинго» – вещи, которые задаются очень часто в каждой игре. Есть сотни вопросов с ответами: гильотина, Статуя Свободы, Эйфелева башня, коррида, Мать Тереза и так далее. И про Гарри Поттера у нас никто не читал».

– Часто приходится слышать утверждения начинающих игроков, что «знания не нужны, главное – логика!» Это так?

Владислав: «Отвечу словами Л. Н. Толстого: «Старайся дать уму как можно больше пищи». Так что учиться и накапливать новые знания все-таки надо».

Александра: «Определенная база нужна, тогда и логикой пользоваться проще».

Алиса: «Думаю, что учиться нужно в любом случае. Логика хороша на первых порах, когда ты младшим школьником играешь на детских вопросах, но на статусных турнирах с тебя спрашивают уже как со взрослого, и там без знаний очень сложно».

– Если вспомнить игры и турниры, взятие какого вопроса у вас вызывает особую гордость?

Владислав: «На одном из турниров продолжили играть после обеда, ведущий вежливо поинтересовался: «Надеюсь, вы приятно поели»? А потом надо было восстановить первые 4 буквы в английском слове «-wiches». На последних секундах сообразил, что «это «жжж» про еду неспроста» и предположил, что первые 4 буквы «sand-» – в итоге получалось слово «сэндвичи». Это был правильный ответ, который в итоге дали только наша детская и одна взрослая команды».

Александра: «На Харьковском турнире выиграли игру «Тройка» на теме «Области Украины». Особенно приятно, что области соседней страны мы знали лучше украинской команды».

Алиса: «Вопрос про известного модельера Карла Лагерфельда на брейн-ринге. И мы вышли в финал».

– Как вы готовитесь к играм, помимо психологического настроя?

Владислав: «Стараюсь выспаться, а зависимости от еды у меня нет».

Александра: «Обычно запасаюсь едой, потому что после туров просыпается особый аппетит: это помогает отвлечься от всех моих внешних проблем, чтобы не забивать мозг. Он на игре должен быть чистым».

Алиса: «Хорошо пообедать надо заранее, потому что если мы начинаем жевать на игре, умственная работа прекращается. Приходить на игру надо сытым».

– Какой партнер по команде для вас идеальный? Ведь порой бывает так, что веселый по жизни человек и за игровым столом не может никак угомониться…

Владислав: «Сложно выделить идеального игрока, и мне непринципиально, с кем играть, но всегда комфортно за столом, когда капитан – Екатерина Будковская».

Александра: «Скажу от лица всей команды: мы были одноклассниками, все очень сплоченные – это очень помогает. Во всяком случае, когда игроками оказываемся в других составах, у нас не получается играть в полную силу и показывать высокие результаты».

Комментирует Р. М.Миневич:

«С командой «Повелители времени» я за долгие годы нарушил свой незыблемый принцип «Команда живет только год». В таком составе они играют с 8 класса, и это создает определенные проблемы – они до сих пор, например, не могут найти шестого игрока, после того как их товарищ уехал в другую страну. Но при этом эта команда может подняться после любого удара, потому что вместе они один организм».

– Непраздный вопрос: вы занимаетесь спортом? Потому что на определенном этапе ЧГК требует и выносливости, и силы воли, и спортивной злости…

Владислав: «Занимался футболом: недалеко от дома стадион, на котором и бегаю, и в футбол играю. Это если говорить о физических нагрузках. А еще были шахматы».

Александра: «Танцы, легкая атлетика, волейбол (по отзывам учителей – очень ценный игрок. – прим. авт.)».

Алиса: «Ходила несколько лет на волейбол, не первый год танцую (кстати, солистка «Палескай зорачкi» – прим.авт.).

– Кто ваш любимый игрок из взрослых знатоков?

Владислав: «Сложно сказать. Из классиков, пожалуй, Федор Двинятин».

Александра и Алиса: «Признаемся, у нас нет определенных кумиров. Но у нас в клубе были Петя Ляховец, Настя Сухоцкая – наши локальные звезды, – на которых мы равнялись. Эти ребята, которые нас учили и передавали свой опыт».

– Ну и личный вопрос девушкам. Если вынести за скобки гламурный телевизионный проект «Что? Где? Когда?», то принято порой считать, что в ЧГК играют махнувшие на себя женщины с неустроенной личной жизнью и зашкаливающей «синечулочностью». Как обстоят дела у вас на этом тоже важном «фронте»?

Александра и Алиса (очаровательно улыбнувшись): «У нас все в порядке. А занятия интеллектуальными играми очень развивают избирательность: отсеиваются люди, которые ничего не читают и с кем не о чем поговорить».

…Добавим также, что Алиса – выпускница школы моделей, у нее два профессиональных контракта в Китае.

…Ростислав Маркович Миневич, психолог гимназии, подчеркивает, что в педагогическом коллективе сегодня есть понимание необходимости и важности развития интеллектуального движения. В порядке после каждого турнира поинтересоваться у ребят результатами, найти способ поощрить особо отличившихся игроков.

Более того, уже несколько лет в городских интеллектуальных турнирах принимает участие команда учителей гимназии «Лишних нет» – по-своему уникальный, но от этого не менее приятный пример, когда взрослые тянутся за детьми. Словом, налицо блестящее подтверждение мысли Бернарда Шоу: «Мы не потому перестаем играть, что постарели, – мы стареем, потому что перестаем играть».

Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.