От простого к сложному. Детский сад №34 — место, где учат общению

Наше знакомство с ГУО «Ясли-сад № 34 г. Мозыря» шло по восходящей. Сначала мы присутствовали на квест-игре в рамках районного конкурса «Движение и творчество». В номинации «Физическая культура. Ребенок и природа» дети рассказывали о животных и растениях, одним из помощников был почти настоящий Лось с логотипом ОАО «Мозырьсоль», потому что «даже лоси любят соль!». Словом, комплексная игра, в ходе которой решалось несколько образовательных задач. Особенно впечатлило, что дети были в активном движении на свежем воздухе.

Кстати, о сользаводе…

Готовь солевиков с детства!

Детский сад функционирует с 20 августа 1984 года, учредителем было ОАО «Мозырьсоль», с 2013 года учреждение перешло в систему отдела образования Мозырского райисполкома. Что поделаешь, одна из печальных примет времени – предприятия стараются избавиться от непрофильных активов, в числе которых и детские сады, чтобы улучшить свою экономику. Поэтому осторожно интересуемся сегодняшними взаимоотношениями детсадовцев и солевиков.

«Наша дружба длится много лет, и друзьями, вообще-то, не разбрасываемся, – говорят на сользаводе. – Детское учреждение уже не в структуре ОАО «Мозырьсоль», но на предприятии действует политика в области корпоративной и социальной ответственности, есть соответствующие договоры. Поэтому, хотя и передали на баланс отделу образования, все равно считаем его своим структурным подразделением. Не все в этой жизни выражается только в денежной форме, и речь не только об укреплении материально-технической базы. Учредитель как родитель, который не отказывается от своих детей. А дети знают о сользаводе, профориентация начинается с дошкольного возраста. Приходят к нам на экскурсии, в лаборатории обязательно показываем проводимые у нас опыты – у ребят море впечатлений!

И кто знает, может, будущие руководители ОАО «Мозырьсоль» сейчас воспитываются в этом детском саду? Сегодня здесь уже не так много детей работников сользавода, но многие солевики по-прежнему предпочитают устраивать малышей в этот сад, готовы привозить из любой точки города. Сотрудничество идет не только между предприятием и детьми, но с конкретными сотрудниками детского сада при подготовке совместных мероприятий. Мы участвуем в различных конкурсах художественной самодеятельности – музработники и инструкторы по физкультуре помогают ставить номера. На заводском туристическом слете детскую площадку всегда организовывает детский сад № 34. Родители могут спокойно оставить детей, а пока мамы и папы в спортивной борьбе отстаивают честь своих подразделений, ребята тоже не сидят без дела.

Также мы сотрудничаем с ЦКРОиР, СШ № 14. Стоит отметить, что в нашей совместной работе никогда не было к нам потребительского отношения: «Вы наши шефы, вы должны – вот список…».

Понимают, что не всегда есть возможность оказать спонсорскую помощь, но и наше участие не ограничивается только укреплением материально-технической базы, есть и активное участие в педагогическом процессе. Солевики – постоянные члены жюри различных конкурсов. И хотя судят строго и принципиально, нас постоянно приглашают на все мероприятия».

«Вся помощь ОАО «Мозырьсоль» задействована в повседневной работе, – отметили в детском саду. – Например, действует интерактивная передвижная доска от сользавода. Все праздники и совместные акции, начиная от Дня освобождения Мозыря и до профессионального праздника и Нового года, проводим вместе – или мы к заводчанам, или они к нам. Накоплен огромный опыт и материал. А еще у нас есть «Ярмарка соли» – авторская программа, оригинальная подача материала о сользаводе. У нас в саду никто не сомневается, что мозырская соль – лучшая!»

Задание на каждый день

«Сегодня мы работаем по ТРИЗ-технологии, – рассказывает Наталья Вячеславовна Ивахненко, заместитель заведующего по основной деятельности. – Иными словами звучит как теория решения изобретательских задач. Эту методику начали применять с 2000 года, внедряем и по сей день. Являемся участниками Республиканского клуба педагогических встреч и областной лаборатории, делились своим опытом на республиканском уровне, выпустили авторские пособия по развитию речи. И эти технологии касаются не только работы с детьми, но и с родителями, когда на собрании мамы и папы сами после мозгового штурма принимают решения по развитию группы. Родители благодаря ТРИЗ-технологии учатся по дороге домой не просто молчать, а разговаривать с ребенком. Многое сказано о том, что сегодня люди завязли в гаджетах, утрачивая умение элементарно общаться и разговаривать друг с другом. Ведь гаджеты не озвучивают иную точку зрения, но именно то, что ты хочешь услышать. И мы стараемся научить, в том числе принимать иную точку зрения другого человека – это важно.

Воспитанников нашего детского сада отличает то, что они выходят не просто социализированными, но с активной жизненной позицией, они все личности: умеют выразить свое мнение, причем аргументированно, мыслят. Детишки любознательные, с хорошо развитой речью и готовностью к школе. ТРИЗ развивает и творческое мышление, и воображение, и память, логическое мышление».


…Нам привели интересный пример. Однажды на родительском собрании попросили родителей назвать эпитеты к слову «осень». Взрослые назвали восемь, а днем на занятии средняя группа 4-летних детей дала 24 определения. В том числе плакучая, озябшая, выцветшая, изумрудная. Причем все толково объяснили, что они имели в виду.

«Есть известная притча, – напоминает Надежда Валентиновна Жихарева, заведующий детским садом. – «Мать спросила у мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

«Сколько ему лет?» – спросил мудрец. – «Пять». – «Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала». Детский сад порой принято считать некоей камерой хранения: сдал утром ребенка на весь рабочий день, здесь его вывели на прогулку, покормили, почитали книжку – и вообще, главное, чтобы носы были целы. А чему надо – в школе научат. Конечно, ответственность за здоровье ребенка никто не снимает.

Но сегодня реальность такова, что информационный поток настолько огромен, что необходимо уже в детском саду учить ориентироваться в этой лавине.

Обычное дело, когда на загадку «Зимой и летом одним цветом» слышим ответ «Доллар». Да, школа научит, с нее тоже никто не снимает ответственности, но сегодня уже в детском саду необходимо уметь читать, требования растут стремительно, но и лишать детей детства нельзя. Поэтому именно ТРИЗ-технологии позволяют, не лишая детей детства, решать поставленные задачи. Одно дело, когда это начинают отдельные энтузиасты, но результат всегда лучше и качественней, когда это идет в системе, начиная с утреннего приветствия. И в совместной деятельности участвуют не только воспитатели и дети, но и родители, и помощники воспитателей. Малыши учатся коллективизму, сопереживанию, толерантности – все то, что необходимо, когда они приходят в социум».

Вместо заключения

В школах города, ежегодно принимая будущих первоклашек, всегда довольны, когда узнают, что ребенок из детсада № 34. «В этом саду умеют разговаривать с детьми, потому что говорят на одном языке, – признаемся, здесь мы удивленно приподняли бровь, но наше самомнение привели в норму. – Потому что иногда надо взрослым тянуться до уровня детей».

Дмитрий КУЛИК.