Транспорт будущего. Электромобиль для мозырян: мечта или реальность?

В последние годы многие автолюбители хотя бы раз задумывались о приобретении электромобиля. Людей привлекает не столько экологическая составляющая данного сегмента, сколько экономическая. Утверждают, что передвигаться на электрокаре намного дешевле, чем на бензиновой машине.

Во-первых, на АЗС зарядка обойдется в 2-2,5 раза дешевле топлива. Во-вторых, заряжаться можно и в домашних условиях, что намного доступнее, чем ездить на заправки. В-третьих, электрокары фактически избавляют вас от традиционных техосмотров, а также многократно увеличивают срок службы тормозных механизмов. Сегодня мы решили разобраться, действительно ли это так и стоит ли мозырским автолюбителям отказываться от своего четырехколесного «коня» с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

В марте 2020 года вышел Указ Президента Республики Беларусь № 92 «О стимулировании использования электромобилей». В нем предусмотрены меры, стимулирующие спрос на электромобили и создание в Беларуси соответствующей зарядной и сервисной инфраструктуры. Посему можно смело заявить, что время электромобилей в Беларуси действительно уже настало! Так, по 31 декабря 2025 года не будет взиматься государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении электромобилей. Кроме того, при ввозе на территорию Рес­публики Беларусь электромобилей для личного пользования ставка НДС равна нулю. Чем не повод обзавестись EV-моделью?

Пора выбирать электрокар

Надо отметить, что на вторичном рынке хватает как бюджетных, так и более дорогих электрокаров. Главное – всё проверять как при личном осмотре, так и через платные сервисы. Так сколько же стоит сегодня новая игрушка для взрослых дядей?

Открываем сайт по продаже автомобилей, выбираем раздел с электромобилями и смотрим на предложения. Самый дешевый вариант – Nissan Leaf 2011 года за 15538 рублей. Такая же модель 2012 года стоит уже на 300 долларов дороже. Правда, и запас хода у нее больше на 15 км. С 2018 года данная модель была самой продаваемой в Беларуси. Это отличный вариант городского электромобиля. Он недорогой и экономичный. Однако запас хода 8-9-летних авто, как правило, не превышает 100 км. А это очень важная деталь, на которую в первую очередь стоит обращать внимание при покупке электромобиля. Поэтому в последнее время вкусы белорусов изменились. За минувший год около 40 % покупателей автомобильных компаний предпочли электрокар Tesla различных моделей. Самой популярной сегодня остается Model 3. Запас хода составляет около 300 км. А цена на нее начинается от 45000 рублей.

На втором месте расположился электромобиль Chevrolet (модели Bolt и гиб­ридный автомобиль Volt). Водители отдают предпочтение этому электрокару за емкость его батареи, ведь Chevrolet Bolt проезжает 400 километров на одной зарядке. А еще Bolt относительно быстрый: электромотор разгоняет хетчбэк до сотни за 7,2 секунды. Кстати, на одном из крупных автомобильных сайтов мы нашли такую модель, которая продается в Мозыре. Chevrolet Bolt 2017 года выпуска предлагают за 51621 рубль. В объявлении указано, что емкость батареи составляет 60 кВт/ч. Соответственно запас хода – 350-450 км. От обычной сети автомобиль заряжается за 8 часов, а от быстрых зарядных станций – от 20 до 45 минут.

На «зарядку» становись!

Теперь, когда электромобиль куплен, главной проблемой остается вопрос: как и где его заряжать? Первый, и самый простой, способ – в домашних условиях. Для тех, кто имеет собственный дом или гараж, проблемы вообще нет. Включите в розетку на ночь и спите спокойно. А вот жителям многоэтажек придется приспособиться и искать выход, где и как заряжать авто. Кстати, при зарядке от сети 220 В понадобится 7-10 часов в зависимости от марки и модели авто, а также типа установленной батареи, которая при этом изнашивается меньше всего. Остальным советуют отправляться на электрическую заправочную станцию. Для комфортной и быстрой зарядки по всей Беларуси уже работает более 250 современных зарядных станций сети Маланка РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Mode 4 и Mode 3. На станциях типа Mode 3 электромобиль может полностью зарядиться за 6-8 часов. На них можно оставить машину, например, на ночь. На быстрых Mode 4 можно зарядить аккумулятор всего за 7 минут на 35 километров пути – это несколько поездок по городу. Однако в последнем случае износ батареи будет самым быстрым.

К слову, карту с ЭЗС на территории Беларуси можно найти на сайте оператора сети: malankabn.by. Мы тоже взглянули на нее, чтобы узнать, где мозырским обладателям электромобилей есть возможность «накормить» свое авто. Так вот, ближайшая электрозарядка находится в Калинковичах на АЗС № 47. По одной ЭЗС есть в Муляровке и Речице. Впрочем, уже к 2022 году, по информации сайта сети Маланка, будет запущено уже 639 зарядных станций.

Экономия налицо

А теперь давайте посчитаем, сколько нужно средств, чтобы доехать на электромобиле из Мозыря до Минска, и сравним со стоимостью бензина.

На сегодня стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) составляет 39 копеек (полная сессия – 7,34 руб.), на станциях переменного тока (медленные) – 29 копеек (полная сессия – 5,46 руб.). Оплатить заряд можно с помощью мобильного приложения Malanka, которое легко скачивается и устанавливается на смартфон.

От Мозыря до Минска – 285 км. Преодоление такого расстояния на электромобиле обойдется вам в 22,2 рубля (при быстрой зарядке) и 16,5 рубля (при медленной зарядке). На 95-м бензине при расходе 7 литров на 100 км вы потратите 37,3 рубля. Чувствуете разницу? Так вот, на поездке в Минск и обратно на электромобиле сэкономите от 30 рублей. А если вы пользуетесь автомобилем только для поездок по городу, то разница по стоимости будет отличаться в три раза.

Чем проще, тем надежнее

Сам электромобиль с технической точки зрения намного проще и надежнее автомобилей с ДВС. В нем гораздо меньше сложных систем и трущихся механизмов. Нет топливной аппаратуры, которая зачастую доставляет хлопоты владельцам. Нет системы зажигания и как таковой коробки передач. Все это делает электромобиль более простым по отношению к бензиновой или дизельной машине.

Многие скажут: а как же сложная электроника? К удивлению большинства, в электромобилях она не сложнее, чем в простых авто. Современные автомобили с ДВС должны соответствовать очень высоким экологическим требованиям. Следовательно, напичканы электроникой, которая должна следить за качеством топлива, количеством впрыска, воздуха, дожигать несгоревшее топливо и т. д. Остальные системы направлены на так называемый пакет комфорта – климат, подогревы, мультимедиа и другие. В электромобилях система управления двигателем более примитивна. А электроника, отвечающая за комфорт, зачастую аналогична обычным авто.

Берегите батарею

Впрочем, не все так гладко и просто с электромобилями. Их главная и наиболее распространенная проблема – потеря емкости аккумуляторной батареи. Связана она обычно с неправильным использованием. Как известно, все батареи требуют правильной зарядки и хранения в случае неиспользования. Так и с электромобилями. Если использовать, заряжать и хранить, нарушая рекомендованные правила, батарея будет изнашиваться, ее емкость будет снижаться. Вместе с этим будет уменьшаться запас хода.

И все же плюсов намного больше, чем минусов. Электрокары перестали восприниматься наподобие чего-то диковинного и непонятного. В тренде экологичность. Во многих странах мира, и Беларусь не исключение, на уровне государства предпринимается ряд стимулирующих мер, созданных для того, чтобы водители охотнее выбирали «зеленый» транспорт.

Результат заметен уже сегодня: менее чем за год количество электромобилей выросло в 4 раза. К слову, в Мозыре только в текущем году в МРЭО на учет были поставлены два электромобиля. Всего в нашем городе шесть автомобилей с зелеными номерными знаками. И это только начало. Может, и вам пора задуматься о приобретении электрокара?

Сергей БОРОВИК.
Фото из открытых источников.