Все дороги ведут домой

Возможно, не туда, где человек родился, но туда, где его дом.

Что предпринимает трудовой коллектив филиала Мозырское дорожно-ремонтно-строительное управление № 186 коммунального проектно-ремонтно-строительного унитарного предприятия (КПРСУП) «Гомельоблдорстрой», чтобы сделать этот путь комфортным в любую погоду, рассказывает его руководитель Сергей Николаевич ЛОВЧИЙ.

– Прошлым летом в городе прошла масштабная реконструкция. На каких участках трудились ваши специалисты?

– Наш основной фронт работ – улица Рыжкова: здесь мы были генподрядной организацией, вели всю сопроводительную документацию, курировали деятельность субподрядных организаций, которые работали совместно с нами.

После окончания улицы Рыжкова мы перешли на улицу Ленинскую. Но в связи с погодными условиями и недостаточным финансированием нам не удалось ее завершить в срок, к тому же там выполнялись большие объемы работ по замене коммуникаций, которые в краткие сроки силами местных организаций, в том числе из-за недостатка финансирования, завершить не получилось, поэтому этот участок предстоит завершить уже в этом году.

По улице Рыжкова мы укладывали асфальтобетон, устанавливали бордюры, знаки, – словом, проделали весь комплекс работ. Кроме этого, мы работали на дворовых территориях: было много сделано как самостоятельно, так и на субподряде у райжилкомхоза и ПК «Мозырьстрой».

– Сегодня в кабинете вас застать нереально. Как проходит рабочий день?

– Целый день – поездки по Мозырскому району, наблюдаем, как идет уборка и очистка снега. Прошедший снегопад 8-13 февраля и особенно ветреная погода 13 февраля внесли определенные сложности в нашу работу. Если центральные дороги были проезженные, то в районе есть и специфические трассы. Скажем, в н. п. Слобода можно попасть с разных дорог, но есть, например, путь через Зимовищи, который сокращает маршрут и наболее удобен для жителей этой деревни. Но эта дорога находится на поле, полностью переметена сильным ветром, и расчистить ее можно только бульдозерами, погрузчиками – наши МАЗы эти переметы не берут, надо прикладывать больше усилий, чтобы ее пробить и обеспечить проезд. И таких маршрутов в Мозырском районе несколько, например, Дрозды–Лучежевичи. Вообще, наиболее серьезные проблемы с сильными заносами снега возникли там, где много открытых участков – поля, выемки… Местами даже застревал транспорт.

Хотелось бы пожелать нашим автолюбителям следить за прогнозом погоды, и если МЧС предупреждает о серьезном уровне опасности, тем более что соцсети информацию распространяют быстро, то надо понимать, что кратчайший путь не всегда самый быстрый и надежный, поэтому не стоит сокращать дорогу.

И на ту же станцию Мозырь можно спокойно добраться через ул. Социалистическую, а не только через Прудок мимо воинской части.

Наша задача – в кратчайшие сроки хотя бы пробить дороги, чтобы обеспечить движение, а потом уже ставим погрузчики и пытаемся расширить.

Вторая проблема: все еще стоят сильные морозы, на второстепенных дорогах образовался накат. Мы обрабатываем покрытие смесью, но таяния не происходит, потому что для этого необходимы температуры выше -5 оС. У нас дороги местного значения, и движение транспорта не интенсивное, а песчано-соляная смесь лучше всего работает при большом трафике.

Впрочем, уже скоро прогноз погоды обещает плюсовую температуру, дороги очистятся, и возникнут уже другие вопросы.

– Каков ваш алгоритм действий в снегопад? Поскольку людям свойственно считать, что у них самое тяжелое положение и все силы надо направить к ним.

– В первую очередь мы должны очистить дороги, где есть автобусное движение – трассы Мозырь–Петриков, Прудок–Загорины, например, чтобы обеспечить выезд общественного транспорта, а человек мог выйти из дома; чтобы не пришлось выкапывать из снега свой автомобиль и можно было бы добраться до остановки и на автобусе отправиться по месту назначения. У нас есть графики движения автобусов, поэтому понимаем, куда идут первые машины и в какое время они будут в населенных пунктах, и по связи с автобусным парком пытаемся спланировать и организовать нашу работу – просят помочь обеспечить возможность, чтобы автобус мог развернуться. Есть свои сложности: в районе почти все разворотные кольца автобусов расположены в тупиковых деревнях. Но автобусы большие, и на снегу им сложно маневрировать, поэтому возникают проблемы в Сидельниках, Лучежевичах. Кроме того, в этих населенных пунктах большие подъемы, и по нашей технологии мы не можем на каждом подъеме, как это происходит в городе, держать машину, чтобы она через каждые 10-15 минут очищала подъем от снега – технике надо перемещаться на другой маршрут убирать снег. Но снегопад продолжается, и уже через полчаса на этот подъем машины въехать не могут.

Другие задачи, которые мы стараемся решать параллельно, – движение школьных автобусов. Впрочем, в снегопад 12 февраля по всей Гомельской области учащиеся сельских школ остались дома. Кроме этого, появляются проблемы с автолавками – если центральные дороги мы расчищаем, то могут возникнуть трудности, когда машине надо заехать в какую-либо деревню. В этом случае мы держим связь с председателями сельсоветов. Также во многих местах возникла проблема движения транспорта скорой медицинской помощи – порой сложно бывает заехать на деревенскую улицу. Мы наладили взаимодействие со станцией скорой медицинской помощи, и если сомневаются, что куда-то смогут доехать, то дают нам об этом знать, и мы должны их в некотором роде сопроводить, чтобы медики добрались до конечного адресата.

Когда шли снегопады, большую помощь нам оказали предприятия сельского хозяйства.  Мы старались пробить дороги, чтобы сельчане могли, например, свое молоко вывезти с ферм беспрепятственно, и срывов у нас по району не было, а хозяйства трудились на расчистке улиц в сельских населенных пунктах – эти вопросы они решали совместно с руководителями сельсоветов, чтобы обеспечить хоть какой-то проезд. И начиная уже с 15 февраля мы все эти улицы расширяем, расчищаем обочины, убираем снежные валы. Надо сказать, что Мозырский район весьма специфичный: в деревнях много узких улиц, уклоны, холмы. МАЗом мы заехать не можем, необходимо задействовать погрузчики.

– На дороге – что́ ваша ответственность, а что́ – уже граждан?

– Вся проезжая часть, даже по улицам, – наша сфера деятельности. Конечно, все хотят, чтобы все было сделано побыстрее, поэтому в сильный снегопад, не дожидаясь дорожников, участок возле дома надо расчистить самому и обеспечить беспрепятственное прохождение нашей технике. (Кстати, в Минске коммунальные службы напомнили автолюбителям: «Если принадлежащие вам транспортные средства хранятся на придомовых территориях жилых домов, проезжей части улиц, дорог, проездов, то вы обязаны осуществлять своевременную уборку проезжей части от снега и мусора на расстоянии не менее 1 метра. В случае нарушения могут быть применены меры ответственности в виде штрафа до 25 базовых величин. – Прим. авт.).

Улицы в сельских населенных пунктах стараемся чистить все одновременно, но мы своими силами при таких снегопадах не успеваем. Несколько лет назад эти улицы передали на баланс нашему ДРСУ
№ 186, за них никто никогда не отвечал и не содержал. Финансовые средства на них выделяются незначительные, и мы пытаемся своими силами привести в пристойный вид: летом подсыпаем, делаем ямочный ремонт и чистим зимой по мере возможности. Но в целом на сегодня по Мозырскому району 95 % сельских улиц расчищено и проезд обеспечен. Остались тупиковые улочки и переулки, где не всегда есть дома с жителями.

– Какие участки дорог в Мозырском районе требуют особого внимания?

– Мы хотим на следующий год подремонтировать дорогу Балажевичи–Осовец – из-за недостатка финансирования в этом году не получается ей заняться. В планах продолжить асфальтировать дорогу Мозырь–Петриков, положить асфальт до Прудка. Считаю, что для местной сети автомобильных дорог трассы в районе находятся в нормальном состоянии. Их нельзя сравнивать с республиканскими дорогами, потому что это совершенно разные требования, источники финансирования. В Мозырском районе все дороги относятся к 4 и 5 уровню, и деньги нам выделяют из местного бюджета.

Были проблемы по «гравийкам», но мы их каждый год постепенно переводим в асфальтобетонное покрытие. В прошлом году сделали подъезд к Лубне, раньше было много нареканий по этому участку. Полностью заасфальтировали дорогу на Гостов: это дало новый импульс населенному пункту – люди начали покупать дома в деревне и ездить туда. Хотелось бы продолжить асфальтирование гравийной дороги до парома в Петриковском районе, осталось порядка 5 километров. Это способствовало бы развитию приречной зоны Петриковского района, деревень Велавск, Мойсеевичи.

– ДРСУ № 186 имеет достаточно техники, чтобы справляться со снегопадами?

– Для такого снегопада, что прошел, собственных средств не хватает. Но этот вопрос решается за счет привлечения техники организаций сельского хозяйства, нам хорошо помогают СУП «Мозырское управление  механизации  № 58» ОАО «Полесьестрой», ГП «Мозырская передвижная механизированная колонна 27», ОАО «Мозырьхимсервис»  – с ними заключены договоры, у них есть соответствующие машины. По этой причине, так как мы сами заказываем транспорт, нас не привлекают для уборки улиц в Мозыре. У нас и так огромный фронт работ – весь район. Это все-таки был аномальный снегопад, а иметь лишнюю технику, которую нельзя загрузить работой, тоже не совсем правильно.

Главное – наладить координацию совместных действий с организациями, председателями сельсоветов. У нас есть еще Наровлянский участок, дорог в этом районе меньше, потому что многие деревни отселены после чернобыльской катастрофы, поэтому их техника привлекается для работы в Мозырском районе. Например, дорогу Барбаров–Млынок ближе почистить от Наровли, чем ехать туда из Мозыря, что наровлянские специалисты и делают постоянно.

– Что можно сказать о состоянии дорожного полотна районных дорог? В городе дефекты на многих улицах видны уже невооруженным глазом…

– Критической ямочности на центральных дорогах на данный момент нет, впрочем, надо подождать, пока сойдет снег. Сказывается то, что мы выполняем значительный объем работ в весенний период – поверхностная обработка и укладка слоев асфальтобетона.

Конечно, хотелось бы работать больше на своей сети дорог. Но сегодня нам выделяется только 20 % денег от необходимого объема для работы нашей организации, все остальное надо находить самостоятельно.

Сегодня режим работы круглосуточный, работа идет в две смены.

Дмитрий КУЛИК.