От идеи к реализации. Более полугода в саду № 40 работает специальная группа для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Это единственная группа в городе для детей с ограниченными возможностями. Посещают группу четыре ребенка 4-7 лет – три мальчика и одна девочка. Специальная группа расположена на первом этаже трехэтажного здания. Отдельный вход оборудован пандусом. Рядом с группой размещена игровая площадка. С 1 сентября организован образовательный процесс. Работают с детьми воспитатели дошкольного образования, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, помощник воспитателя.

Волнительным для учреждения было открытие специальной группы для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, несмотря на то, что в учреждении созданы условия для детей с ограниченными возможностями. Подъездная площадка, безбарьерная среда, грузопассажирский лифт – все это очень сопутствует хорошему началу. Но отсутствие опыта работы, психологической подготовки взрослых и детей – сложный, неоднозначный, но, могу сказать с уверенностью, преодолимый процесс.

Законные представители воспитанников, мамы и папы, не могли и представить себе, что уже со второй недели смогут оставлять своих малышей на полный день.

Изначально же планировалось составить график посещения детьми группы, то есть каждый из ребят мог бы посещать учреждение только несколько часов в день. Мамы переживали, что никто не сможет покормить детишек, напоить их, переодеть, уложить спать. Волновались и воспитанники. Но уже сегодня педагоги получают такие отзывы от законных представителей: «Мы рады, что у детей появилась возможность посещать детский сад. Мой сыночек социально адаптируется, находится в группе с детьми. Самое главное, что наши дети чувствуют себя обычными детьми. Ведь очень важно дать понять малышам, что они такие же дети, как и все, нельзя им чувствовать, что у них есть особенности в состоянии здоровья…»

В ГУО «Ясли-сад № 40 г. Мозыря» составлен учебный план для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Создается предметно-пространственная развивающая среда. Руками педагогов разрабатываются дидактические игры и пособия, ведется работа по изготовлению специализированной мебели. Обычный детский стул с помощью работников учреждения реорганизован в специализированный стул для проведения занятий. Планируется сделать такие же стулья и в кабинет учителя-дефектолога. В настоящее время организована работа по созданию поручней в группе и санузле. С помощью родителей в групповом помещении появились специализированные кресла.


Образовательный процесс построен в тесном переплетении учебной программы дошкольного образования с программами коррекционных занятий, учебной программой по образовательной области «Искусство» для специализированных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, поскольку это обусловлено возрастом воспитанников, нарушениями функций здоровья, индивидуальными возможностями, способностями и потребностями детей. Для каждого ребенка педагогами определяются разные задачи. Необходимо отметить, что наряду с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата у каждого из воспитанников имеется ряд других нарушений в здоровье, связанных с сохранностью интеллекта, нарушениями речи, слуха, зрения. Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Выбор формы обусловлен тяжестью и выраженностью нарушения.

Приятно видеть, как наши воспитанники развиваются. Это наблюдаем не только мы, педагоги, но стали замечать и родители.

С их слов, дети стали общительнее, у них пополнился словарный запас, они умеют строить предложения, задавать вопросы, могут попросить. Стали активнее, прибавили в весе, подросли, научились держать ложку, самостоятельно кушать, двигаться, подползать, сгибать руку в локте, выражать эмоции, у них появилась усидчивость, стремление что-то делать.

Детишки научились играть в развивающие игры, знают цвета, геометрические фигуры, считают на счетных палочках, умеют держать ручку. Очень любят лепить, делать поделки, рисовать. С восхищением ждут понедельник и пятницу, чтобы пойти в музыкальный зал на занятия. С большой радостью и восторгом показывают творческие работы, сделанные в течение дня. Отмечается положительная динамика в развитии воспитанников и педагогами, работающими с детьми.

Нельзя не отметить, что в течение учебного года наши воспитанники стали активными участниками мероприятий детского сада «Страна Чудес ребят встречает», «Дорогой к Дедушке Морозу», «Коляду встречаем, к себе приглашаем!», «Подарим мамочке цветы», «Масленица. Уходи от нас, Зима, загостилась! Приходи скорей, Весна, сделай милость!», а также в районных конкурсах. Многие сценарии мероприятий являются авторскими и разработаны педагогами исключительно для детей специальной группы с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ориентированы на возможности и потребности воспитанников. Видеосюжеты мероприятий смонтированы в фильмы и подарены родителям. Мамы и сейчас делятся впечатлениями, что их дети вспоминают о ролях, исполненных ими на утреннике, маскарадных костюмах.

Ребята трудились весь год, принимали участие в районных онлайн-конкурсах и становились победителями. Это конкурсы «Я – блогер» (диплом I степени), «Чытаем па-беларуску» (диплом II степени), «Пернатые друзья» (диплом II степени). А с каким воодушевлением и восторгом воспитанники выращивали «Огород на подоконнике»! Фотомгновения мероприятий можно найти на нашем сайте: sad40mozyr.schools.by или на страницах социальной сети Instagram (yasli_sad40mozyr).

Имея совсем еще небольшой опыт в работе с детьми специальной группы, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными и с радостью поделимся багажом своих знаний.

Алена КОРНАЧЕВА,
зам. заведующего
по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 40
г. Мозыря».