«Сделал больше – заработал больше». На Мозырской швейной фабрике – новые подходы к стимулированию труда

Кто ищет выход из непростых ситуаций, тот его обязательно находит.

Не найти сектор экономики, на который так или иначе не повлияла бы сложившаяся эпидемиологическая обстановка. Легкая промышленность одной из первых испытала вызовы новых условий: пришлось, отложив на потом более маржинальные заказы, быстро переориентироваться на пошив защитных масок и повязок. Мозырская швейная фабрика «Надэкс» не стала исключением.

Накануне профессионального праздника руководитель предприятия Екатерина Михайловна Ермоленко рассказала, как прошел год, что изменилось в работе фабрики и какие принципиально новые концепты ожидают внедрения.

Вопреки обстоятельствам

– Профессиональный праздник – отличный повод для того, чтобы оглянуться и проанализировать, что получилось за год, что нет и почему. Екатерина Михайловна, каким же был этот пройденный период для фабрики?

– Непредсказуемым. И, признаюсь, мы прогнозировали, что положение дел будет хуже.

Весной нам пришлось особенно непросто, когда нужно было быстро перестроить производство под выпуск средств индивидуальной защиты, которыми мы никогда не занимались. Это был стресс для всех сотрудников. Сложность состояла еще и в том, что одновременно нужно и выполнить социальный заказ государства, и выпустить плановый ассортимент: мы не можем себе позволить подвести заказчика. Отдам должное нашим специалистам: буквально за несколько дней удалось собрать кипу разрешительных бумаг, чтобы перейти к выпуску новых изделий. Усугубляло положение то, что наши люди тоже болели, стихийно, всплесками. Но мы сконцентрировались, и у нас всё получилось. Когда это было необходимо, швеи выходили на работу и в выходные дни. Дополнительно объяснять всю серьезность обстоятельств было не нужно. За это благодарна.

Мы приняли решение всерьез заняться разгрузкой своих складов. Речь о большом запасе женской коллекции, которую в нужное время не удалось «развернуть» на рынке резко. Мода, особенно женская, имеет свой жизненный цикл, я назову это даже скоропортящимся продуктом, поэтому в данном вопросе мы были стремительны. Не прогадали: применив хорошие скидки, удалось сократить запасы на 1 млн 300 рублей – это хороший показатель. В этом направлении продолжаем работать.

Удалось до начала пандемии побывать в Германии, закупить оборудование для 2 швейных потоков. Немецкие технологии позволили выстроить технологическую цепочку таким образом, чтобы часть операций стала автоматизированной. Это увеличит производительность. В планах – дальнейшее обновление технического парка, остальных 5 потоков.

В качестве еще одного повода для радости – закрытие всех прошлых кредитных историй. Новая кредитная линия направлена на проект по модернизации.

Оператор Анжелика Васильевна Бокслер.

По системному подходу

– Есть мнение, что конкуренция в отрасли легкой промышленности – это не столько соперничество производимой продукции, сколько соревнование используемых бизнес-моделей. По-вашему, что необходимо для наиболее эффективной работы фабрики? Какие решения в менеджменте, маркетинге, социальной политике предприятия придется пересматривать?

– Опыт показывает, что решения должны приниматься не на основе наших желаний, предпочтений, интуиции, а на базе законов бизнеса. Лучше пробовать, ошибаться, но делать, чем быть в ожидании и наблюдении ситуации на рынке. Но если делать, то осознанно, полагаясь на аналитику и расчеты. Пришло время оптимизировать многие процессы, чтобы работать лучше. Мы ввели в штат аналитиков как в отдел маркетинга, так и в отдел фирменной торговли, которые будут делать выводы и координировать. Всё – для принятия правильных аргументированных управленческих решений.

Определяя стратегию развития на этот год, мы выделили 3 основных вектора.

Первый касается маркетинга, продуктовой стратегии. Мы хотим изучить сами себя: исследовать свой рынок, свои продажи, свой продукт вплоть до размера, цвета, фасона. Мы хотим получить ассортиментную матрицу, чтобы понять, что продается лучше, а что хуже. Интересуют подробности – в этом мелочей нет. Это нам поможет понять, на что сконцентрировать свои силы и резервы. На данный момент у нас 11 магазинов, они являются лучшей презентацией нашей продукции. Вместе с тем этот канал продаж требует серьезной корректировки, поэтому принято решение об организации нового отдела – фирменной торговли.

Отдельная задача – наладить управление запасами. Нужно, чтобы запасов было ровно столько, сколько надо для организации продаж, чтобы не хранить лишнее, а пополнять то, что имеет спрос. С этим завязан и график скидок: нужно четко знать, когда коллекцию надо распродавать, а когда этот вопрос еще терпит.

Второй вектор – это разработка и внедрение мотиваций персонала. Логика проста: сделал больше – заработал больше. Важно, чтобы наши сотрудники понимали, что они сами могут влиять на уровень своей заработной платы.

Задача – сохранить и стабилизировать коллектив. Текучка кадров не приносит никому хороших результатов. Когда коллектив стабилен, легче ставить цели.

С октября прошлого года постепенно внедряем программу мотиваций для производственного персонала. Сейчас проводим ее для швей. Фактически каждая может посчитать, сколько она заработала за день. Разработана система мотивации для мастеров, инструкторов производственного обучения, топ-менеджеров.

Пополнять предприятие кадрами становится сложнее с каждым годом. Моделируя ситуацию с нехваткой персонала, мы многое пересмотрели.

Увидели, что система наставничества требует некой трансформации, – мы должны больше внимания уделять своим ученикам. Приняли масштабные меры, годовую программу для адаптации и финансовой поддержки молодых специалистов. Мы готовы ждать, пока они уверенно станут на профессиональное крыло. Вопрос в конечном счете ребром: останутся ли в профессии?

Третий и не менее важный вопрос в повестке дня – разработка и внедрение концепта по управлению планированием и производством. Наши производственные цеха – это живой организм, который постоянно меняется и, как следствие, имеет разную производительность. Цель – нивелировать эти изменения. Мы должны быть гибкими, быстро перестраиваться. Нужны визуализация процессов, системное управление – уверена, нововведениям по силам многое исправить.

Термоотделочник Наталья Ивановна Кислицына.

Работы впереди много

– Екатерина Михайловна, откройте секрет: что сегодня находится в производстве?

– Мы завершаем летнюю коллекцию, в которой по традиции представлен и лен, и шифон, и все силы направляем на школьную программу. Обновили коллекцию как для девочек, так и для мальчиков, но в большей степени сконцентрировались на том, что продается лучше. В этом году мы не делали ставку на эксклюзивные модели, у которых есть риск не продаться.

Заказы на давальческих условиях  составляют на сегодня до 80 % объемов. Наши постоянные зарубежные партнеры – немецкая компания, которая не первый год обращается к нам за пошивом форменной сорочки. Работаем с Литвой, Францией, прогрессивнее стало сотрудничество с Россией. На данный момент идет наладка нового оборудования: по просьбе иностранцев пробуем себя в изготовлении трикотажных комбинезонов. Безусловно, давальческие заказы – это стабильность, гарантия загрузки производственных мощностей и валютная выручка. И кроме того, возможность научиться новому.

Предложений о сотрудничестве поступает много. Но мы должны фильтровать, выгодно ли для нас отшивать те же куртки, плащи, будет ли эта продукция понятной для наших швей.

Есть интересные, объемные заказы и для внутреннего рынка. Будем шить для «Минсктранса», для Министерства внутренних дел. Работы впереди много.

– Что главное вы хотели бы пожелать коллективу в профессиональный праздник?

– Желаю крепкого здоровья, терпения, благополучия. Пусть хватает всего, что нужно для счастья. Пусть все, кем дорожите, будут рядом с вами. С праздником, мои дорогие! Благодарю за отзывчивость и преданность нашему делу.

Ольга Ардашева.

Фото автора.