Написал письмо Пушкину. Интервью с Георгием Милашем — лауреатом XXI Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языкн

Оставить частичку добра. Таково жизненное кредо Георгия Александровича Милаша, мозырского педагога, чей профессиональный стаж исчисляется несколькими десятилетиями.

Нашего собеседника в Мозыре знают многие: его тонкий юмор, умение найти подход и к ребенку, и ко взрослому, способность заряжать позитивом притягивают внимание к личности неординарного педагога. Нам же познакомиться с Георгием Александровичем довелось в силу одного очень важного события: он стал лауреатом XXI Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка.

О личности

Георгий Александрович Милаш родился в Мозыре в 1965 году. В интеллектуальной копилке у педагога сразу три диплома о высшем образовании: из Мозырского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, где он учился на филологическом факультете, исторического факультета Белорусского государственного университета и Республиканского института высшей школы. И каждому наставнику, вложившему в нашего собеседника не только частичку знаний, но и своего тепла, он безмерно благодарен.

Набираться педагогического опыта Георгию Александровичу довелось в разных школах города, а вот накоп­ленными знаниями педагог в течение 21-го года делился со студентами Мозырского педуниверситета, преподавая целый спектр гуманитарных дисциплин – от культурологии до мифологии. Сегодня наш собеседник работает учителем истории в средней школе № 8 города Мозыря.

О конкурсе

«В мои лета становиться любым лауреатом, кроме Нобелевского, стыдно, – начинает нашу беседу с шутки Георгий Александрович. А продолжает уже серьезно. – Ведь это не просто творческий конкурс, а проект, ставящий перед собой вполне конкретные цели: продвижение русского языка и русской культуры на постсоветском пространстве, а также в странах дальнего и ближнего зарубежья».

«К сожалению, о конкурсе я узнал только год назад, а ведь ему уже 20 лет», – рассказывает педагог.
Сегодня в семье пушкинских лауреатов – учителя-русисты из 45 стран. В этот раз в их числе оказались сразу семь белорусских педагогов. И это очень почетно.

Правда, попасть в семью единомышленников не так-то просто: ежегодно организаторы конкурса (Правительство Москвы и «Российская Газета») выбирают злободневную тему, на которую участники должны написать эссе. «Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс?» – такую тему подарили конкурсантам в этом году. «Считаю, что всегда нужно экспериментировать, пробовать свои силы. Потому сразу решил, что нужно тряхнуть стариной, – улыбается наш собеседник. – Я примерно представлял, о чем будут писать другие: о новых терминах, новых формах работы. Поэтому нужно было чем-то удивить».

И мозырский педагог действительно удивил, написав эссе в форме письма Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь творческая душа Георгия Александровича, так сказать, «оторвалась». «Я писал из нашего времени в эпоху Пушкина, потому что Александр Сергеевич в 1830 году тоже был на своеобразной изоляции в родовом имении Болдино», – объясняет свою неординарную задумку Георгий Александрович, добавляя, что осмелиться проявить себя в такой форме ему помогла Марина Григорьевна Старикова – директор Мозырского районного учебно-методического центра, – за что он ей очень благодарен.

Сегодня педагог в ожидании торжественного момента: в начале сентября в Белом зале Московской мэрии должно состояться награждение лауреатов. Главное, чтобы коррективы в столь важное мероприятие не внесла пандемия. Но это покажет время, а пока учителя переполняют эмоции искренней радости.

О Пушкине

«Почему же именно Пушкин?», – спрашиваем мы у педагога.

«Это любовь размером в жизнь, – отвечает учитель. – С Пушкиным мы рождаемся, и с Пушкиным мы уходим. Пушкин – это русский космос, в котором есть всё: от высочайшего полета человеческой души и вселенско-божественной эстетики до самых глубинных, темных, интимных задворков человеческой психики – словом, все, что мы подразумеваем под эпитетом-прилагательным «русское». Александр Сергеевич – создатель современного русского литературного языка, нового художественного направления – реализма, онегинской строфы… Но важнее всего то, что он стал генотипом русского национального характера, основой для понимания нас самих. Об этом великом человеке можно говорить бесконечно долго, но закончу словами Аполлона Григорьева: Пушкин – наше все! Поэтому мне было вдвойне приятнее участвовать в конкурсе, названном в его честь».

О методах

Возвращаясь к теме, затронутой на Пушкинском конкурсе, Георгий Александрович отмечает, что она не просто злободневна, а очень остро стоит в системе образования всего постсоветского пространства. «Человеку нужен человек», – говорит наш собеседник. Поэтому он, как учитель, уже давно поставил перед собой цель вырвать детей из цепких «лап» гаджетов. А это значит, что подрастающее поколение необходимо заинтересовывать чем-то другим. Например, за долгие годы своего трудового пути учитель успел привить десяткам ребят стремление идти вперед, преодолевать страхи и пробовать свои силы.

Только за этот учебный год на счету его учеников 10 участий в различных Международных конференциях, где школьники писали эссе и научно-исторические работы, рисовали, снимали видеоролики.

По словам Георгия Александровича, сегодня, конечно, важно быть уверенным пользователем компьютера, но техника должна быть лишь технологией достижения определенной цели. Особое же внимание стоит уделить классическим методам обучения, ведь только через эмоции, которые учитель дарит ученикам, можно научить.

«Только когда ты сам во что-то погружен, можно привить к этому любовь детей. Необходимо, чтобы ученики прочувствовали предмет так, как его чувствует учитель», – говорит наш собеседник, который стремится каждое занятие сделать увлекательным.

О творчестве

Говорить о творчестве, как и о Пушкине, Георгий Милаш может часами. Ведь ему и самому не чуждо это понятие. Например, будучи преподавателем университета, он с удовольствием играл в студенческом КВН в команде педагогов. «Наша команда была стилизована под героев произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». И как думаете, кого я изображал? Конечно же, Алену Ивановну – старуху-процентщицу», – смеется наш собеседник. Возможно, такой актерский опыт помог Георгию Александровичу стать лауреатом ІІІ степени еще одного творческого проекта: Международного конкурса видеороликов «Читаем А. С. Пушкина». «Это был мой очередной смелый эксперимент. Участие в конкурсе могут принять люди разных возрастов. «Почему бы и нет?», – подумал я», – рассказывает педагог.

А еще, говоря о творчестве, наш собеседник любит цитировать Дмитрия Лихачева: «Творчество – это единственное, что оправдывает существование человека перед Богом».
«Поэтому именно через творчество должна реализовываться полнота бытия. Невозможно жить лишь бытовыми вопросами, должно быть в жизни и что-то для души», – философски рассуждает Георгий Милаш.

Еще один любимый автор педагога – Иосиф Бродский –подарил миру такое суждение: эстетика – мать этики. И наш собеседник согласен с ним на все сто: «Именно эстетика вырабатывает поведение, ведь человек с эстетическим утонченным вкусом во многих жизненных вопросах ориентируется лучше, будь то выбор профессии, одежды или даже спутника жизни. Поэтому, возвращаясь к творчеству, скажу, что именно оно формирует в юном сознании эстетические вкусы».

Возможно, поэтому в своих учениках педагог старается разбудить и сподвигнуть на подвиги непременно творческое начало, воспринимая его как обязательную часть сформировавшейся личности.

О важном

Беседовать с неординарным педагогом можно долго, ведь Георгий Александрович – настоящий кладезь жизненной философии и знаний. Причем общаться с ним не только интересно, но и легко, ведь даже самые умные мысли педагог с огромным опытом умеет подавать с присущим только ему юмором.

Правда, о некоторых вещах Георгий Милаш говорит вполне серьезно:

«Пока мы жизнь ругаем, она проходит. Поэтому всем своим коллегам, бывшим студентам и ученикам мне бы хотелось пожелать не бояться экспериментов, всегда пробовать что-то новое, проявлять себя, творить. В общем, дерзайте! Ведь, несмотря на все трудности, пандемию нужно искать в жизни положительные моменты, гармонию и красоту, которые являются важной частью полноты нашего бытия».

Оставить частичку добра, привнести в этот мир еще больше светлого и позитивного – главные стремления педагога. Только тогда, по словам нашего собеседника, он будет спокоен, что жизнь прожита не зря.

Александра КИРИНСКАЯ.