Возвращение к истокам: возрождается Юровичский монастырь. Поговорили с его наместником, игуменом Авксентием

402

Приезжая в монастырь, попадаешь словно в какое-то особое духовное измерение. Кажется, что даже время здесь «убегает» не так быстро, а все события отпечатываются в памяти более ясными и осмыленными образами.

Начинаешь ощущать необыкновенное спокойствие на душе, которая, воспаряя к Отцу Своему Небесному, снова обретает способность радоваться, созидать, сострадать, любить!
Мы беседуем с игуменом Авксентием (АБРАЖЕЕМ), наместником Юровичского Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря.

– Отец Авксентий, какие воспоминания Вы вынесли из своего детства? Вы из верующей семьи?

– Да нет, семья у меня была самая обычная, можно сказать, атеистическая. Мать, Ираида Тимофеевна, и отец, Эдуард Иосифович, были выходцами из рабочей, сельской интеллигенции. В связи с этим о Боге я узнал только благодаря своей бабушке Евдокии Васильевне. Мы жили в г. Гомеле, и она каждое лето приезжала к нам в гости. И вот я тогда запомнил, как с утра бабушка куда-то уходила, а потом приносила нам какие-то «булочки», и мы запивали их, как она объясняла, святой водой. Позже уже стало понятно, что Евдокия Васильевна ходила в церковь на исповедь и причастие. Но бабушка была очень тихой верующей. Сегодня у нас пытаются спасти человека любыми путями. А она спокойно все это делала и учила нас, прежде всего, добру. Это при том, что у мамы с бабушкой был договор: она ничего плохого про Бога не будет ей говорить, и бабушка тоже ничего не будет говорить о Боге.

Так я усвоил одну замечательную христианскую истину: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12). В этом духе мать нас, троих братьев, своих сыновей, и воспитала. Хотя сейчас я, конечно, жалею, что в детстве меня не научили Заповедям Божиим, не показали, как следует чтить Бога, не говорили о том, что такое любовь…

– Вы окончили железнодорожный техникум в 1992 году, после работали в должности начальника пассажирского поезда. А в какой момент поняли, что Ваш путь – это служение Богу?

– Если говорить о служении Богу, то такая мысль у меня появлялась еще в 12-летнем возрасте, когда меня только окрестили. И после этого я стал заходить в церковь. Позже у меня появилось желание помогать людям, которое я собирался реализовать, поступив в медицинский институт. Но родители настояли на том, чтобы я связал свою профессию с железной дорогой. Отучился, поработал немного проводником, дальше – начальником поезда. Но чувство, что я под Богом, меня никогда не покидало. Постоянно была какая-то неудовлетворенность собой, своей жизнью, и я продолжал искать себя. Осознанно переступил порог церкви уже лет в 28. Потом был пономарем в Свято-Георгиевском храме г. Гомеля. А в Свято-Никольском монастыре познакомился с отцом Саввой, который и стал моим духовным отцом. Вначале он меня отговаривал от жизни в монастыре. Но потом в один прекрасный момент произнес: «Прыгай!». Я, конечно, удивился этим словам. На что был ответ: «Прыгай в пропасть (поступай в монастырь – прим. автора), и если веришь Богу, то «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею».

Вот тогда я и решил кардинальным образом изменить жизнь: уволился с железной дороги, стал работать монастырским привратником, потом поступил в монастырь в качестве послушника. А 1 января 2004 года по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского надо мной был совершен монашеский постриг с наречением имени Авксентий в честь священномученика Авксентия Севастийского. Так начинался мой монашеский путь.

– Вы получили церковное образование?

– Через несколько дней я был рукоположен в сан иеромонаха, и определен на священническое служение в Свято-Никольском мужском монастыре, где нес послушание келаря. В 2004 году я поступил в Московскую Духовную Семинарию на заочное отделение, а в 2010 году окончил Минскую Духовную Семинарию со степенью бакалавра Богословия. Дипломную работу защитил (на отлично) по теме «Формирование личности детей дошкольного возраста средствами православной педагогики на опыте сотрудничества дошкольного учреждения и Церкви».

– Почему обратились именно к этой теме?

– К тому времени я уже несколько лет занимался этим направлением вместе с заведующей ДУО № 170 г. Гомеля, участвуя в инновационной площадке по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. А в дипломной работе был обобщен приобретенный за это время опыт. Исходя из своих детских воспоминаний, будучи уже взрослым, я сделал вывод о том, что, если бы меня в детстве научили правильно себя вести, то это бы уберегло меня от многих неправильных поступков в дальнейшей жизни. Личность ребенка формируется в самом юном возрасте, а дальше можно произвести только небольшие корректировки. Поэтому так важно не упустить этот момент.

– В 2013 году Вы стали наместником Юровичского монастыря. Ранее у Вас уже был опыт священнического служения в Иоанно-Кормянском женском монастыре деревни Корма Добрушского района Гомельской епархии. Какие впечатления у Вас сложились после первого знакомства с Юровичской обителью? Что она тогда собой представляла?

– Первый раз я попал в монастырь в 2010 году. И уже тогда сразу полюбил это место, «проникся» им. Но никак не мог подумать, что спустя три года владыка Леонид пригласит меня стать наместником этой обители.

Понятно, что все приходилось начинать делать практически с нуля. К сожалению, на сегодняшний момент у нас многие монастыри пребывают в плачевном состоянии, кроме больших Лавр, которые имеют давно сложившиеся традиции. А так начинать всегда очень сложно. Благо, что к 2013 году уже многое было сделано в плане реконструкции собора монастыря.

– Что же изменилось за 8 лет?

– В братском корпусе были отремонтированы все комнаты, библиотека, санузлы, коридоры. Однако сегодня требуется в нескольких местах подлатать и крышу. Но радует то, что постепенно идет восстановление собора и церковной ограды монастыря в соответствии с инвестиционной программой по реставрации при долевом финансировании за счет областного и республиканского бюджетов. Наш губернатор – Геннадий Михайлович Соловей – серьезно занялся этим объектом, потому что он видит в нем не только религиозный, но и исторический потенциал.


– Понятно, что у наместника сегодня забот очень много, особенно касающихся ремонта, организации обустройства обители. Но давайте теперь поговорим о внутренней, духовной жизни монастыря…

– В первую очередь мы должны заниматься внутренним обустройством, – продолжает отец Авксентий. – Хотелось бы, чтобы у нас были достойные монахи, послушники, которые полностью готовы посвятить себя молитве, служению Богу и людям. К сожалению, таких сейчас очень мало, потому что, придя в монастырь, человеку нужно от многого отказаться, многое переосмыслить, многое изменить в своей жизни. А это под силу не каждому.

– Кто входит в Вашу монастырскую семью? Какие послушания они выполняют?

– На сегодня это пять монашествующих мужчин, две женщины (пенсионного возраста), 6 трудников. Что касается трудников, то это в большинстве своем люди, не имеющие крыши над головой, освободившиеся из мест лишения свободы и т. д. Иногда бывает, что сотрудники ОВД привозят таких людей к нам, просят оставить у себя. Постепенно приучаем их к храму, чтобы настроить на нужный лад, утром они приходят на братский молебен, днем трудятся. Выполняют послушания по хозяйству: ухаживают за коровами, телятами, курами, работают в огороде, занимаются мелким ремонтом и т. д.

– Бывают в монастыре случайные люди? Что главное для насельника монастыря?

– Конечно. Но если ты понял, что монастырь – это не твой путь, а ты уже дал обещание Богу, то честнее будет идти в мир… Ведь больший грех всегда, когда мы бываем нечестны перед Богом и перед собой.

А для тех, кто приходит в монастырь, необходимо отказаться от каких-то привычек, пристрастий, определенного образа жизни, благ, может, даже житейских. Враг рода человеческого не хочет, чтобы люди устремлялись к Богу, поэтому могут быть различные искушения.

Нужно сказать, что на сегодня у нас уже не осталось монастырей, где нет элементарных удобств: душа, теплой воды и т. д. Никто не спит на голом полу или досках. Любой послушник должен понимать: самое главное, что от него требуется, – это служить Богу. А Господь всякому служащему Ему даст все в изобилии. Это очень важный момент. Речь не идет об излишествах, а о том, что необходимо и будет полезно для человека.

– Пост и молитва – это крылья души человека, однажды вставшего на путь спасения. Есть люди, которые и в храм нечасто ходят, но регулярно, раз в году участвуют в Крестных ходах из Мозыря в Юровичский монастырь с одной из главных святынь Полесского края – иконой Пресвятой Богородицы «Юровичская-Милосердная». Какую духовную пользу приносят такие паломничества, поездки?

– Возможно, они как раз приближают этих людей к тому, чтобы начать постоянно ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Если человек потрудился для Бога, понудил себя в чем-то, захотел куда-нибудь съездить, окунуться в эту атмосферу, то это тоже очень полезно. Даже экскурсии приносят большую духовную пользу.

– Что можно посоветовать людям, которые хотят оказать материальную и другую помощь монастырю?

– Всякая помощь придется ко двору. Тот, кто хочет помочь материально, может воспользоваться кружкой для пожертвований либо перечислить деньги на наш расчетный счет. Можно оказать помощь своими руками: приехать в монастырь и потрудиться. В любом случае человек будет работать для своей души. Ведь наше – это не то, что мы оставляем для себя, а то, что отдаем.

– Отец Авксентий, трудно обозначить все направления Вашей деятельности. Вы являетесь благочинным Калинковичского благочиния и Председателем отдела образования, катехизации и миссионерской работы Туровской епархии. Неоднократно участвовали в Международных Рождественских чтениях, различных республиканских семинарах по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, Международных конференциях по профилактике экстремистского и суицидального поведения у подростков и других подобной направленности, выступаете там с докладами. А в прошлом году указом Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Вениамина были назначены заместителем председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви по направлению «Взаимодействие с Духовными учебными заведениями Белорусского Экзархата». В наше непростое время, когда военные катаклизмы, эпидемии, стихийные бедствия стали делом не из ряда вон выходящим, а, скорее, обыденным, что, по-вашему, особенно важно в деле православного воспитания наших детей?

– Научить их различать, где добро, а где зло. А какой самый важный критерий различия? Если у тебя отношение к кому-то вызывает бурю негативных эмоций, то это уже ненормально. Что делать, если постоянно возникает озлобленность, раздражительность, чувство зависти – в семье, в своем окружении? Порой даже страшно бывает слышать, когда воцерковленные люди говорят о какой-то ненависти, вражде, хотят добиться своей цели любой ценой.

Зачастую бывает недостаточно того, чтобы наше окружение состояло только из верующих людей. Нам нужно еще понять самое главное: Бог есть любовь! И все Его действия наполнены любовью. Даже если Господь нам попускает какое-то вразумление, наказание, то и это всегда промыслительно. Потом ведь следует утешение. Главное, чтобы мы вовремя задали себе очень важный вопрос: по Божиему ли то, чего хочу я? И не будет ли из-за моего поступка страдать кто-то другой?

Беседовал Александр Щербаков.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: