Как правильно воспитать ребенка? Опытом делятся специалисты и семьи Мозырщины

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным колодцем, где черпает живительную силу, свежесть, бодрость и оптимизм. Педиатры утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трехлетнего возраста непоправимый урон.

То есть, именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности. Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть смысл семейного воспитания.

семья

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания ребенка?

Необходимо:

• принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;
• стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе;
• внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать;
• понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;
• не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью;
• видеть в нем личность, а не объект воспитания;
• чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка;
• помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Не рекомендовано:

• рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;
• относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами;
• ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили – он вас об этом не просил;
• использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей;
• рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются);
• относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению «лепить»;
• перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Авторитет родителя может быть чисто формальным, т. е. определен социальной функцией: если я родитель, то ты обязан меня слушать и уважать. Подобной формой авторитета многие из нас наделены с избытком. Но он плохо срабатывает. Чем старше ребенок, тем больше мы нуждаемся в новом типе авторитета – функциональном, основанном на эрудиции, компетентности, успехах в деятельности. Этот авторитет особенно нужен родителям, поскольку, по мнению взрослых детей, «отстали от жизни».

Лучше всего для нас взрослых, если удается овладеть высшим типом авторитета – личностным. Воспитатель любого ранга, тем более отец и мать, не имеют права на ошибку. Бывает очень обидно, если ошибки воспитателя связаны с незнанием самого необходимого – азов семейной педагогики.

Советы родителям

• помните, что семья – это место духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Если же ребенок живет в состоянии хронического голода, у него возникает острая или даже патологическая реакция. Он, например, начинает бить стекла в витрине, чтобы изведать остроту риска и страха. Обычно, говорят, от «скуки», «делать нечего». Нет, правильнее сказать – от эмоционального голода, от потребности в эмоциональном заряде. Невозможно точно подсказать родителям, сколько часов в день, в неделю надо заниматься воспитанием чувств. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно, изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, ее психический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых, хороших и плохих;

• изживайте недостатки своего характера, чтобы не подавать дурной пример. В детстве дети неосознанно копируют нас, списывают с нас образцы поведения. И если мы замечаем, что ребенок несдержан, вспыльчив, агрессивен, то не преподали ли мы сами ему этот урок? Воспитать личность может только личность. Старайтесь быть личностью;

• семейная педагогика должна быть деятельной. Азбучная истина педагогики гласит, что воспитание ребенка сильно не столько словом, сколько примером; В каждой семье должен царить дух деятельности, совместного и сердечного сотрудничества. Совместная деятельность рождает совместные цели, планы, переживания. Она сплачивает семью, превращает количество общения в качество. В воспитании детей не бывает каникул и отпусков. И продумывая свой отпуск, семья должна принимать коллективное решение, как совместно использовать столь драгоценное время;

• чтобы действовать, надо знать, кого вы хотите вырастить. Воспитывать ребенка надо на основных общечеловеческих ценностях. А это – доброта, милосердие, любовь, трудолюбие, сострадание, бескорыстие;

• учтите, вы главные, но не единственные воспитатели вашего ребенка. Для начала установите единые требования к ребенку внутри семьи, ведь мать и отец – главные воспитатели. Но возникает большой повод для беспокойства, если между супругами существуют расхождения во взглядах на воспитание и несогласованность в обращении с детьми. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.

Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка, не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять, что биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика человека развивается в определенной последовательности.

В преддверии нового учебного года хочется пожелать всем-всем семьям последовательности в воспитании, взрослой мудрости и родительского участия. Пусть этот учебный год будет продуктивным, интересным, увлекательным. Никаких стрессов и негативных эмоций! В добрый путь!

Екатерина ШЕВАНДО,
педагог-психолог учреждения образования
«Мозырский государственный областной лицей».