По итогам рейда. Узнали, кто носит маску в общественном транспорте Мозыря

Оберегаем здоровье! Пожалуй, так можно перефразировать позитивный слоган Белгосстраха «Оберегаем счастье!», нанесенный на кузов одного из автобусов подвижного состава АП-2 филиала ОАО «Гомельоблавтотранс».

Вместе со специалистами предприятия по охране труда Василием Змитровичем и Алексеем Ковальчуком, а также специалистами государственного учреждения «Мозырский зональный центр гигиены и эпидемиологии» (далее – МЗЦГЭ) Екатериной Терлецкой и Любовью Хоменок мы отправились в рейд, дабы посмотреть, как выполняются санитарно-противоэпидемические мероприятия при работе на транспорте в условиях пандемии.

К слову

Масочный режим действует в нашей стране с ноября прошлого года. Но еще весной 2020-го встревоженный появлением новой инфекции народ дружно скупал маски и антисептические средства в аптеках и магазинах, стараясь защитить себя и окружающих от угрозы заражения. Однако разумной осторожности, похоже, хватило ненадолго. Сегодня в городских автобусах все меньше пассажиров с защитными масками на лице. Такая же тенденция прослеживается и в маршрутках – в маске чаще всего только водитель. Количество вакцинированных граждан также пока далеко от того, что позволило бы вести речь о коллективном иммунитете.

Под маской беспечности

Как пояснила заведующая отделением гигиены труда МЗЦГЭ Екатерина Терлецкая, такие рейды совместно со специалистами АП-2 проводятся практически еженедельно. Они помогают проследить за реальной картиной соблюдения требований к работе на транспорте.

Самоуспокоенность – плохой пример. Второй год весь мир живет с СOVID-19 и ситуация с его распространением пока далека от оптимистичной. По данным ВОЗ, еженедельно регистрируется прирост заболевших коронавирусом. Увеличивается и процент смертности. Более чем в сотне стран, в том числе и в нашей, зарегистрирован агрессивный индийский штамм. Ситуация тяжелая еще и потому, что коронавирус постоянно мутирует. Поведение нового вируса не вписывается в прогнозы ученых. Он не боится ни холода, ни жары. Его способность распространяться, поражать быстро и смертельно только усиливается с каждым новым штаммом. К примеру, калифорнийский штамм «Эпсилон» зафиксирован уже в 35 странах и тоже весьма агрессивен.

В нашей стране очень многие граждане столкнулись с СOVID-19, потеряли родных и близких. На мой взгляд, первоочередные меры предосторожности должен соблюдать каждый разумный человек, не ожидая, что кто-то его проверит или заставит с помощью административных мер. Наша цель –
не наказать за невыполнение рекомендаций и требований, а защитить работника в любой сфере. Именно на это мы и направляем свои усилия.

Транспорт – подходящее место

– Общественный транспорт – благоприятное место, где вирус чувствует себя весьма вольготно. Оценку состояния транспортных средств мы проводим после каждого рейда, которые совершаем согласно графику, – рассказывает Екатерина Терлецкая. – Так, за 7 месяцев текущего года центром проведено 8 надзорных мероприятий: семь технического характера и один мониторинг. Смотрели наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания, наглядной информации по профилактике СOVID-19. Если, скажем, рабочее место водителя в кабине за перегородкой, и он находится в безопасности, то кондуктор – под постоянным прицелом инфекции, так как контактирует с пассажирами. Кроме того, что он сам должен работать в маске, нужно, чтобы он напоминал людям о необходимости пользования индивидуальными средствами защиты. Выявляя нарушения, оформляем предписания об устранении нарушения и направляем руководителю. Если они не выполняются, тогда лица, не соблюдающие требования санитарно-эпидемиологического законодательства, привлекаются к административной ответственности. По большому счету, у водителя на первом месте дорога, у кондуктора – финансовая составляющая, а пассажиры – свободны от всяких обязательств, кроме ответственности за себя любимых. Если бы штрафовали пассажиров, толк, наверное, был бы больший. На мой взгляд, ситуацию может улучшить только более ответственное отношение людей к существующей проблеме.

Что касается предприятия в целом, то аудиальная и визуальная информация о необходимости носить средства защиты, обрабатывать руки и соблюдать меры социального дистанцирования для профилактики коронавируса есть как в городском транспорте, так и на вокзале. Однако же среди пассажиров есть те, кто не слышит, не видит и не понимает никаких призывов к соблюдению санитарных норм. Похоже, что даже цифры статистики о смертельных исходах отдельных людей не убеждают. К примеру, в некоторых странах Европы за отсутствие повязки можно отдать до трех тысяч евро. Возможно, и для наших граждан более действенным было бы наказание рублем – высокими штрафами при жестком контроле и обязательном их взимании. Может, для некоторых безбашенных антимасочников страх потерять деньги окажется сильнее, чем страх потерять здоровье. Те, кто о нем реально заботится, помимо обязательного ношения масок в общественных местах, делают прививки. Тем более что сейчас это несложно.

Такие пункты работают на базе прививочных кабинетов в отделениях дневного пребывания в поликлиниках (центральная городская и № 2), а также в торговом центре «Бобровский» нашего города.

Очень важно, чтобы люди осознали важность прививки и, получив ее, могли почувствовать себя увереннее, не опасаясь каждый день за свою жизнь. Чем быстрее все преимущества вакцинации осознает каждый из нас, тем скорее отступит коронавирус, а значит, и угроза для жизни нашей и наших близких. В целях профилактики от COVID-19 специалистами МЗЦГЭ регулярно проводятся встречи с коллективами, читаются лекции, разъясняются волнующие вопросы.

На первом плане – здоровье!

Как разъяснил ведущий инженер по охране труда АП-2 филиала ОАО «Гомельоблавтотранс» Василий Змитрович, со стороны предприятия по работе в условиях коронавируса делается все необходимое.

В настоящее время по обеспечению транспортных услуг на городских перевозках трудятся порядка 140 водителей и 95 кондукторов. Именно эти категории работников наиболее подвержены риску заражения инфекцией. Наша цель – обеспечить им должные условия труда и минимизировать количество заболевших. Директором предприятия издан соответствующий приказ, с которым ознакомлен каждый работник. В рамках этого документа водители и кондукторы обеспечиваются индивидуальными средствами защиты, ознакамливаются с новыми требованиями, соблюдение которых неотъемлемо при перевозке пассажиров. На автовокзале и в диспетчерском пункте на пл. Примостовой созданы необходимые условия для мытья и обработки рук, пополнения запаса питьевой водой. Безусловно, на линию допускаются работники, прошедшие медосмотр специалиста. Главный фактор, указывающий на состояние здоровья, – температура и давление.

Техника также проходит необходимую антисептическую обработку как во время пересменок, так и по окончании рабочего дня, чтобы утром на линию вышли чистые автобусы, готовые к безопасной перевозке пассажиров.

Факт – вещь неоспоримая!

Несмотря на большую работу, проводимую предприятием и специалистами МЗЦГЭ, среди транспортников выявляются те, кто не выполняет требования при работе в условиях ковида.

И на этот раз среди ряда проверенных городских автобусов наша команда выявила кондукторов, для которых все увещевания как с гуся вода. На вопрос «почему без маски работаете?» ответы у всех разные – кому-то дышать тяжело, кто-то не боится, так как уже переболел или привился, а иные просто забыли ее надеть (хотя она имеется при себе).

По итогам рейда заведующей отделением гигиены труда МЗЦГЭ Екатерине Терлецкой вместе с помощником врача-гигиениста отделения гигиены труда Любовью Хоменок, при всем уважении к тяжелому труду кондукторов, придется подготовить письмо на имя директора АП-2, где будет рассмотрен каждый случай в индивидуальном порядке. Ведь целью такой работы, как уже говорили выше ведущий инженер по охране труда Василий Змитрович и инженер по ОТ Алексей Ковальчук, является не наказать, а защитить здоровье работника, которого дома ждет семья. К сожалению, вопрос о том, как искоренить безответственное отношение к собственному здоровью, пока остается актуальным.

Кстати

Известно, что за полтора года коронавирус унес жизни более сорока миллионов человек в мире. По информации Минздрава Беларуси на 10 августа, с начала пандемии в Беларуси зарегистрирован 455281 человек с положительным тестом на коронавирус. Выздоровели 449186 пациентов. Суточный прирост – 607 пациентов, выписаны – 434. За прошедшие сутки выполнено 5650 тестов. За все время в стране провели 7443773 теста. Первую дозу вакцины против COVID-19 получили 1,453 млн человек, из них более 1,111 млн прошли полный курс вакцинации.

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора.