Репортаж с места, где кипит работа. АП-2: безопасность, надежность, сервис

Ежедневно подвижным составом филиала «Автобусный парк № 2» в г. Мозыре ОАО «Гомельоблавтотранс» перевозится десятки сотен пассажиров на городских, пригородных, междугородных и заказных маршрутах, а также осуществляется перевозка грузов как в республиканском, так и международном сообщении. Чьих рук дело и от кого зависит ежедневный выход исправной техники, интересовался наш корреспондент.


Стоит напомнить, что филиал «Автобусный парк № 2» в г. Мозыре ОАО «Гомельоблавтотранс» на протяжении вот уже более 65-ти лет занимается перевозкой пассажиров и грузов, а в настоящее время является главным перевозчиком в Полесском регионе. На балансе предприятия 156 автобусов разной вместимости и модификации. Филиал обслуживает Мозырский, Лельчицкий, Наровлянский и Ельский районы. Трудно представить, сколько за десятки лет перевезено пассажиров и грузов, сколько километров дорог намотано за годы успешной и плодотворной работы. И если взять, к примеру, тот факт, что в одном только Мозыре функционирует свыше 20 постоянных городских маршрутов, то сколько специалистов требуется, чтобы обеспечить бесперебойность их работы?

По словам Павла Соляника, исполняющего обязанности главного инженера АП-2, чтобы автобусы выходили на линию в исправном состоянии, в технической зоне автопарка в круглосуточном режиме работает порядка 60 человек, осуществляющих плановые, текущие и другие виды ремонтов.

В. А. Антипенко, Н. Н. Варажун и П. А. Соляник.

Производственные технические мощности, кроме своих нужд, позволяют предприятию оказывать ряд дополнительных платных услуг населению и сторонним организациям, таких как мойка автомобилей, шиномонтаж, сварочно-кузовные работы, ремонт стартеров и генераторов, пайка радиаторов, услуги по прохождению предрейсового технического осмотра, технический осмотр на станции диагностики в Мозыре, а также на своих участках в Наровле и Лельчицах. Кроме того, филиал АП-2 занимается ремонтом и техобслуживанием автотранспорта, имеет лицензию на сервисное обслуживание автотехники марок МАЗ, «Радзiмiч» и ПАЗ.

Безусловно, за каждым из видов данных работ стоит большой труд людей – профессионалов своего дела: электриков, маляров, шиномонтажников, агрегатчиков, мотористов, фрезеровщиков, жестянщиков, автослесарей, электрогазосварщиков и многих других, от деятельности которых напрямую зависит качество выполненных работ и гарантия безопасности перевозок. Обслуживание и ремонт техники (как отечественного, так и импортного производства) в ремонтной зоне автопарка осуществляется в круглосуточном режиме. Благодаря преемственности поколений рядом с профессионалами опыта набирается молодежь, которой в будущем предстоит продолжать дело транспортников. Это было очевидным, когда мы с Павлом Алексеевичем поочередно заглядывали то в один, то в другой цех. Кстати, Павел Соляник трудится в автопарке с 2004 года. Начинал здесь жестянщиком. После окончания Бобруйского автомобильного техникума прошел ступеньки профессионального и карьерного роста от мастера до исполняющего обязанности главного инженера.

По большому счету, атмосфера в ремзоне на первый взгляд была похожа на своего рода «большой концерт органной классической музыки», где тон задавали то стук молота, то жужжание различных агрегатов, то россыпь расплавленного металла и искр, летящих из-под электрода сварщика, как будто салютовала новому напряженному рабочему дню транспортников. Так и есть. Ведь все процессы на любом участке и в любом цехе объединяло одно – его величество Труд, во главе которого – ответственность!

Поломки на линии – явления нежелательные, но, увы, такое случается. Зачастую связано это с эксплуатационными моментами: выходят из строя узлы и агрегаты различных систем автобуса. ОТК оказывает техническую помощь водителям: специалисты выезжают на маршрут и на месте определяют дальнейшие действия. В некоторых случаях достаточно заменить выработавшую свой ресурс запчасть, и автобус продолжит движение. Но порой приходится буксировать машину в парк для основательного ремонта.

К примеру, как пояснил Валерий Токарский, возглавляющий бригаду текущего ремонта, его команда из пяти человек похожа на «скорую помощь», в случае возникшей проблемы с автобусом должна выявить и оперативно устранить неисправность. К слову, сам Валерий Васильевич работает на предприятии порядка 20 лет. Начинал трудовую биографию слесарем 3 разряда. Накопленным опытом охотно делится с молодежью. Для того чтобы контролировать результаты работы, он должен сам прекрасно разбираться в устройстве автобусов, определять причины неисправностей, знать методы устранения.

В. В. Токарский и Е. В. Андрейчук.

У Виктора Красовского, слесаря 6 разряда, который во время нашего визита занимался ремонтом энергоаккумулятора, за плечами тоже более двух десятков лет стажа. В трудовой книжке – единственная запись, а многолетний опыт – гарант успешного труда. Здесь прошел школу мастерства от ученика до грамотного специалиста. Он отвечает за ремонт таких узлов, с чем справляется в срок и без проблем.

В. А. Красовский.

А вот Иван Прокопенко, занимающийся ремонтом двигателя в моторном цехе, недавно вернулся в коллектив после службы в армии. Здесь же работал и до нее. Молодой человек уверен, чтобы в любом деле, как и в карьерном росте, был толк, надо идти от простого к сложному. Трудности закаляют…

И. С. Прокопенко.

В том, что надо заниматься тем, в чем разбираешься и к чему лежит твоя душа, уверен и шиномонтажник Григорий Мартинович. В автопарке он трудится после окончания Калинковичского техникума. На доверенном участке со своими задачами справляется на «отлично». Считает, что работа на шиномонтаже сложная, но в то же время интересная. Нужно правильно уметь поставить «диагноз» шине, уметь обращаться с аппаратом по балансировке колеса, владеть навыками по бортированию колеса, чтобы не повредить ни диски, ни шину. Вместе с тем эта работа еще и весьма ответственная. Ведь от того, насколько крепко ты затянул болты на колесе, правильно отбалансировал и залатал колесо, будет зависеть дальнейшее поведение техники на дороге.

Г. Н. Мартинович.

За качественный ремонт ходовой части, тормозной системы и рулевого управления отвечают автослесари Владимир Антипенко и Николай Варажун. При наличии нужных запчастей им удается выполнить работу любой сложности в установленное время. По словам Павла Алексеевича, большую роль здесь играют опыт и профессионализм. Эти специалисты, хотя стаж работы у них разный, обладают нужными критериями в полной мере, ибо понимают степень ответственности за качество ремонта, от чего напрямую зависит без-
опасность пассажирских перевозок.

Подводя черту: ни один автобус не может выехать на маршрут без отметки ОТК. Контролер-механик осматривает машину как снаружи, так и изнутри, проверяет работоспособность осветительных приборов. Особое внимание уделяет узлам и агрегатам, влияющим на безопасность движения. Оценка санитарного состояния автобусов – обязательная процедура.

Если все в норме, тогда ставится штамп – и в добрый путь! Штамп ОТК не просто отметка о прохождении КТП – это гарантия того, что автобус исправен и может осуществлять перевозку пассажиров. Старший механик, поставив его, будет нести ответственность за то, как машина отработает смену и как будет «вести себя» на маршруте. Главные составляющие, на которых базируется работа транспортников: безопасность, надежность, сервис. Как ни крути, а без общественного транспорта нам никуда. И он непременно должен быть исправным!

На заметку: в настоящее время АП-2 приглашает на работу слесарей по ремонту автомобилей, а также узких специалистов: агрегатчика и пневматика. За подробной информацией обращаться в отдел кадров автопарка.

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора.