Что такое творчество и как заинтересовать им детей? Беседуем со Светланой Климовой, воспитателем ДРОЦ «Сидельники»

Каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы любить, создавать, творить. Творческое начало дает пространство для самовыражения не только поэту, художнику, кинорежиссеру, но и, например, дворнику, слесарю, машинисту тепловоза или обходчику путей и искусственных сооружений.

О жизни, творчестве, работе с детьми мы говорим со Светланой Григорьевной Климовой, воспитателем КУП ДРОЦ «Сидельники».

– Светлана Григорьевна, что предполагает работа воспитателя в детском реабилитационно-оздоровительном центре? Вы учите детей, как с пользой проводить свой досуг?

– Работа педагога в санатории направлена на создание благоприятных условий для развития и воспитания детей. В окружении природы у воспитанников сохраняется психологически комфортная душевная обстановка. Дети получают задания по изготовлению мини-рушника, нетканого гобелена, игрушек-оберегов и других. Моя главная задача – увидеть шедевр в каждой работе, помочь обыграть ее, положительно оценить и придать уверенность в своих способностях подрастающему поколению. Кстати, в своих творениях учащиеся могут свободно фантазировать и импровизировать. А наши занятия зачастую проходят в форме игры с музыкальным сопровождением.

– Как проходило ваше детство? В чем проявлялось тогда желание творить?

– Мое детство проходило на берегу двух живописных рек Друти и Днепра. Я родилась в городе Рогачеве, в семье спортсменов. Моя мама была тренером по гандболу, отец – футболистом. Любовь к творчеству привили мне мои родные. Отец занимался лепниной, которая была очень популярна в то время. Он изготавливал разные статуэтки, панно, потолочные рельефы из гипса. Моя бабушка занималась рукоделием. Она вышивала скатерти, рушники, салфетки, вязала кружева и авоськи из распущенных картофельных мешков. В таком окружении просто было невозможно не выбрать свою творческую тропу.

– В 10-летнем возрасте вы поступили в школу искусств на отделение изобразительной деятельности…

– Да, и в моей жизни появились такие направления, как рисунок, живопись, композиция, лепка. С этого момента началось создание моего собственного мира, с чутким отношением к прекрасному. Окончив школу, я поступила в Могилевское училище культуры им. Н. К. Крупской, начала обучение по специальности «Декоративно-прикладное искусство». В тот момент директором учреждения образования был Аркадий Игнатьевич Дорофеев (отец известной белорусской певицы Ирины Дорофеевой), а Дина Петровна Дорофеева (мать Ирины) преподавала у меня вышивку и ткачество. И вот как раз таки именно технология ткачества мне и запала в душу.

И сегодня, работая с ткацким станком, я ощущаю некое волшебство, порыв фантазии, тепло и уют. Учеба в творческих учреждениях образования дает сильную школу жизни. Она формирует терпение, усидчивость, воображение, рассудительность, силу воли и способность идти до конца. В училище культуры я получила свою первую специальность: художник-мастер, преподаватель.

– Центр национальных культур и ремесел становится первым местом вашей работы на Полесской земле?

– Именно так. Там я трудилась мастером-методистом. К тому времени уже вышла замуж, а в 2006 году у меня родился первый ребенок. Тогда-то я и поняла, что задача каждого из нас – оставить после себя поколение, которое будет лучше нас. Мы должны стараться создавать что-то более совершенное, используя опыт наших предков. С появлением ребенка к моим творческим интересам присоединился интерес к педагогике.

В 2009 г. я поступила в МГПУ им. И. П. Шамякина на специальность «История. Социально-политические дисциплины». С этого момента я начинаю работать педагогом дополнительного образования в Мозырском центре творчества детей и молодежи. Передо мной открывается большая площадка сотрудничества с детским коллективом. Здесь я и выбираю направление ткачества гобеленов. Это действительно уникальное, древнее и редкое направление в современном мире. Оно требует от мастера терпения, усидчивости, фантазии и трудолюбия. Несмотря на трудности, которых было немало, мне удавалось выявить талантливых в этом направлении воспитанников. Об этом же свидетельствуют высокие награды на областных и республиканских выставках. Так, мы получали дипломы II Всебелорусского фестиваля народного искусства «Беларусь – мая песня», республиканской выставки детского творчества «Под небом синим», посвященной 130-летию со дня рождения Я. Купалы и Я. Коласа, республиканской выставки-конкурса детского творчества «Салют Победы!» (г. Минск, 2020), VI Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» (г. Минск, 2021) и других.

Хочу сказать о том, что, создавая творческую атмосферу у детей, не всегда рождается представление о том, какая это будет работа. Порой наши «шедевры» рождаются путем сборки нескольких кусочков в одно произведение, дети просто свободно творят.

– Какими качествами должен обладать педагог для успешной работы с детьми?

– Прежде всего, это любовь к детям, желание научить их чему-то прекрасному. Нужно уметь не только общаться с ними, но и проявлять выдержку и терпение. Педагог – это человек, который в душе всегда остается ребенком, иначе дети не пустят его в свой мир. А рядом с детьми всегда легко и интересно. У них настоящая, непридуманная жизнь, которая бьет ключом.

– В сегодняшнем прозаичном и порой жестоком мире способно ли творчество «растворить» агрессию, гармонизировать, вдохновить необыденностью «уставшего» от жизни человека?

– Безусловно. Через творчество человек познает свои способности и склонности. Более того, творческий процесс способен исцелять душу человека. Но хочу сказать снова: все начинается с детства. Например, мои работы и работы моих воспитанников дарят мне положительные эмоции и повышают самооценку. Всё это придает уверенность в себе и своих силах.

– Что вам еще помогает жить и творить?

– Непрерывная работа над собой. Я всегда стараюсь найти плюсы в любой ситуации, никогда не жалею о прошлом, об ошибках, о том, чего уже нельзя изменить. Что касается творчества, то оно приносит мне чувство радости и удовлетворения над проделанной работой.

– Можете рассказать о своей семье?

– Мой супруг – военнослужащий, мы с ним учились в одной школе. Вместе мы уже 23 года, воспитываем двух дочерей. Старшая учится в 9 классе, младшая посещает детское дошкольное учреждение. Мой муж больше занимается патриотическим воспитанием детей, а я, соответственно, творческим. Старшая, Лизавета, стремится к возвышенному, духовному, она «выросла» в центре творчества, была участницей многих конкурсов, мероприятий. Младшая дочь, Алиса, пока еще в поиске познаний и интересов, пытается подражать нам.

Что касается воспитания дочерей, то в любой ситуации я стараюсь оставаться для них другом. Прежде чем что-то им объяснить, я всегда ставлю себя на их место и очень ненавязчиво стараюсь подавать им свой пример.

– Как женщину, мать, педагога, что волнует вас в жизни? Какие явления вы не приемлете: в отношениях между людьми, в обществе, в мире?

– Наша жизнь сложна и многогранна. Иногда мы, к сожалению, в обществе людей сталкиваемся с негативными проявлениями, будь то хамство, наглость, зависть, несправедливость… Как реагировать на это? У каждого свой рецепт. Но, несмотря ни на что, мы должны двигаться вперед, ведь сама жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Каждый человек имеет право на выбор, какой образ жизни ему вести. За это он несет ответственность перед собой и окружающими его людьми.

– Поделитесь планами: каким вы видите свое будущее?

– Планирую развиваться и творить в разных направлениях. Двигаться в ногу со временем, применяя свой опыт и опыт предыдущих поколений. Вдохновлять окружающих и вдохновляться от них самой. Творчество безгранично!

P. S. Итак, все-таки для чего нам нужно уделять время для творчества? Для того, чтобы жить в гармонии с миром и самим собой. Для того, чтобы научиться радоваться тому, что происходит вокруг. Для того чтобы создать свой внутренний мир. И постараться понять главное: каков он, Божий промысел о тебе, человек?

Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора и из личного архива собеседницы.