Потребительский интерес. На вопросы мозырян ответила и.о. начальника отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома

В пресс-центре газеты на вопросы читателей ответила исполняющий обязанности начальника отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома Елена ПАРХОМЕНКО.

Елена Александровна, здравствуйте! Наш город растет на глазах, интересно, а успевает ли расширяться торговая инфраструктура, дабы обеспечить покупательский спрос? Ева Дмитриевна (б. Юности).

– Районный исполнительный комитет вместе с застройщиками и руководителями торговых предприятий предусматривает такие потребности и старается компенсировать запросы граждан. Так, к примеру, только под занавес 2021 года состоялось открытие двух объектов торговли: 10 декабря перед покупателями распахнул свои двери магазин № 8 ОАО «МТК «Полесье» по ул. Советской, 138 с универсальным ассортиментом товаров «Маё Палессе» и 22 декабря покупателей пригласил второй дискаунтер «Грошык» по ул. Котловца, 27.

Хотелось бы узнать, выполняются ли в настоящее время социальные стандарты по обеспечению жителей региона услугами общепита и торговли? Иван Викторович (ул. Котловца).

– Сумма торговых площадей магазинов и павильонов, торговых центров, согласно сведений Торгового реестра, составляет 127,6 тыс. м2. По состоянию на 1 января 2022 г. обеспеченность населения торговыми площадями составила 1001,07 м2 на 1 тыс. жителей при нормативе 610 м2. Сеть общественного питания района насчитывает 219 объектов на 11174 посадочных места, из которых 123 объекта на 6527 посадочных мест являются общедоступными. В сфере общественного питания обеспеченность местами в общедоступных объектах составляет 51 посадочное место на 1 тыс. жителей при нормативе 22 посадочных места. В 2021 году в Мозыре открыто 78 объектов торговли и 8 объектов общественного питания.

Скажите, пожалуйста, можно ли вернуть в магазин шубу из натурального меха, если она не подошла? Ольга (ул. Рыжкова).

– Безусловно потребитель вправе вернуть качественную шубу из натурального меха в течение 14 дней при соблюдении всех условий: если вещь не была в употреблении (нет следов ношения, не испачкана); сохранены потребительские свойства (маркировка, ярлыки и другое); имеются доказательства ее приобретения у определенного продавца (кассовый чек, выписка по карт-счету). На основании ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» меховые товары (одежда из разных видов натурального меха, овчины дубленой, с верхом из ткани и натуральной кожи на подкладке из натурального меха; пальто, полупальто, жакеты, жилеты и другое) не входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

По какой цене должен быть продан товар покупателю в магазине: по указанной на ценнике или по той, которая стала известна на кассе в момент расчета? Анатолий Петрович, пенсионер.

– Товар в магазине должен быть продан потребителю по той цене, которая указана на ценнике, даже если на кассе цена на него оказалась выше. И если цена на кассе оказалась ниже, – то по цене, указанной на ценнике. Нужно знать свои права и своевременно отстаивать их.

В различных местах города присутствуют факты несанкционированной торговли, где продавцы предлагают покупателю товар прямо «с асфальта», что является грубым нарушением санитарных норм и правил. А сколько же стоит место для продажи домашней продукции на рынках? Василина Демидовна (ул. Некрасова).

– Считаю, что это вполне доступная цена и комфортные условия. Так, к примеру, на рынке «Привоз» с ноября по март эта сумма составляла 2 рубля. Согласно правилам функционирования рынков, у продавца при себе должны быть флюорография, паспорт, оплата за место, заключение о проверке продукции в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, которая находится на территории рынка «Привоз», а также справка, подтверждающая, что реализуемая продукция выращена (произведена) на земельном участке, находящемся на территории Республики Беларусь. Для участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств, инвалидов, безработных, имеющих справку с центра занятости, торговое место предоставляется бесплатно.

Планирую в ближайшее время заменить деревянные рамы на стеклопакеты. Как обезопасить себя от мошенников? Андрей Иванович (ул. Советская).

– Действительно, такая проблема существует, и происходит она по той причине, что потребители заказывают окна, балконные рамы, двери, мебель без составления договора и документов, подтверждающих факт оказания услуги. В таком случае решить вопрос положительно зачастую не представляется возможным. Поэтому убедительно рекомендую при оформлении любой услуги заключать договор и иметь на руках документ, подтверждающий факт оплаты. Тогда отдел торговли и услуг райисполкома сможет защитить ваши права, согласно действующему Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Появятся ли в ближайшее время в нашем городе новые сетевые продовольственные и непродовольственные объекты? Даниил Григорьевич (б. Страконицкий).

– В ближайшее время откроются торговый центр «Бульвар» и объект общественного питания «До-до пицца» в микрорайоне Малининский.

Помогите разобраться: мы с компанией пришли в кафе за 15 минут до его закрытия, вполне могли бы успеть выпить по чашечке кофе, но администратор нас просто не впустила. Правильно ли она поступила? Елена, мозырянка.

– Она поступила правильно, так как вход в рестораны и кафе может быть прекращен за 30 минут, а в другие объекты общественного питания – за 15 минут до закрытия. Это регламентируется Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания.

Что делать, если договор на заказ по изготовлению мебели исполнителем уже просрочен дважды? Оксана Фомина (ул. Нефтестроителей).

– Для начала можете предъявить претензию в письменной форме через Книгу замечаний и предложений об установлении нового срока исполнения. Во-вторых, вы можете потребовать уменьшения стоимости и выплаты не-
устойки в размере 1 % от стоимости заказанной мебели за каждый день просрочки. И, в-третьих, вы можете вообще потребовать расторжения договора и возврата суммы уплаченного аванса, а также выплаты неустойки в зависимости от суммы, указанной в договоре.

Я оформила заказ на товар в интернет-магазине, продавец подтвердил его по цене, указанной на сайте, а потом направил мне уведомление о повышении стоимости. Правомерны ли такие действия? Евдокия Савенок (ул. Куйбышева).

– Согласно ст. 464 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предложение товара в рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Лицо, разместившее публичную оферту, обязано заключить договор на указанных в предложении условиях с любым отозвавшимся потенциальным покупателем.

Следовательно, продавец обязан заключить договор купли-продажи товара на условиях, размещенных на сайте интернет-магазина в момент заказа товара потребителем посредством корзины, телефонного звонка или иным указанным на сайте способом и продать товар по цене, заявленной на сайте в момент его заказа потребителем.

Я приобрел товар через социальные сети, а он оказался некачественным. Могу ли я вернуть вещь продавцу? И вообще, законна ли такая торговля? Михаил Кононенко (ул. Островского).

– Вы имеете полное право вернуть такой товар продавцу, тем более что деятельность по реализации товаров в социальных сетях запрещена на основании целого ряда документов. А осуществлять розничную торговлю с использованием сети интернет продавец может только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Меня интересует следующее: обязательно ли при покупке холодильника заключать возмездный договор расширенной гарантии? Тамара Леоненко, мозырянка.

– Необязательно, потому что установленная изготовителем гарантия и так будет действовать. Потребителям важно понимать, что договор расширенной гарантии – это просто договор на оказание платных услуг по ремонту на случай негарантийной поломки холодильника.

Однажды видела, как пьяный покупатель грубил продавцу. Имеет ли право представитель торгового объекта отказать в обслуживании такому клиенту? Марина Васильева (пер. Березовый).

– Согласно нормативным предписаниям Закона «О защите прав потребителей», гражданин имеет право на свободный выбор товара и ввиду норм законодательства продавец не должен отказать ему в обслуживании. Однако если потребитель, находясь в торговом объекте в неадекватном состоянии или в состоянии алкогольного опьянения, начинает оскорблять продавца и присутствующих там людей, то ему нужно предложить покинуть торговый зал, а в случае неповиновения вызвать охрану или милицию.

Куда можно обращаться потребителю за защитой своих прав? Василий Сергеевич, мозырянин.

– Для защиты своих интересов потребитель может обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы, которые в соответствии со статьей 43 Закона обязаны направить иск о защите прав потребителя в суд, и в общественные объединения потребителей. Также покупатель может самостоятельно подать в суд иск о защите своих прав. В соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть) потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Записала Наталья КОНОПЛИЧ. Фото Александра СОЛОДКОВА.