Цифры решают всё. 15 марта – Всемирный день прав потребителей

Тема этого года – «Справедливые цифровые финансовые услуги»

Возможности и риски

Каждый год 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей, повышая глобальную осведомленность о проблемах потребителей и способах защиты их прав. В 2022 году внимание потребительских организаций обращено к цифровым финансовым услугам. Потребительским движением запланированы кампании и исследования с целью развития цифровых финансовых услуг, которые будут инклюзивными, безопасными, справедливыми, устойчивыми и которые будут держать данные пользователей под защитой. Потребительские организации по всему миру направят свои усилия на защиту потребителей цифровых финансовых услуг. С 14 по 18 марта проходит форум Всемирной организации потребителей «Справедливые цифровые финансовые услуги». В нем принимает участие Международная конфедерация обществ потребителей, членом которого также является Белорусское общество защиты потребителей.

В условиях быстро меняющегося рынка Всемирный день защиты прав потребителей даст импульс первому глобальному обсуждению цифровых финансовых услуг, основной фокус которого – улучшение положения потребителей, считают во Всемирной организации потребителей.

Цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. За недолгие годы повсеместного распространения цифровые финансовые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире .

• Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек.
• В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих платежи в цифровом формате, выросла с 57 % в 2014 году до 70 % в 2017 году.
• 39 % компаний придают внедрению финансовых технологий первостепенное значение – это подчеркивает всемирный спрос на более инновационный финансовый ландшафт.

Однако распространение цифровых финансовых услуг привело к появлению новых рисков для потребителей и усилению традиционных рисков. Кроме того, обострилась проблема доступа –
уязвимые группы населения занимают еще более неустойчивое положение в обществе, в котором всё больше используются безналичные деньги.

Существуют убедительные доказательства того, что эти риски возросли в последние годы, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, лишь их усилили. Обеспечение всех потребителей справедливыми цифровыми финансовыми услугами требует глобального и скоординированного подхода. В частности, быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует необходимость применять инновационные подходы к регулированию.

Сейчас как никогда важно выработать совместный подход к тому, какими характеристиками обладают справедливые финансовые услуги в цифровом мире, и какую роль финансовые услуги, ориентированные на потребителя, могут играть в решении таких глобальных задач, как устойчивое развитие. 2022 год станет решающим моментом для перемен в связи с предстоящими событиями, такими как пересмотр Высокоуровневых принципов защиты прав потребителей финансовых услуг.

Что волнует мозырских потребителей

За 2021 год в отдел торговли и услуг Мозырского райисполкома поступило 57 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, анализ которых показывает, что за 2021 год наиболее часто в отдел граждане обращались по вопросам, связанным с:

— приобретением непродовольственных товаров (мобильных телефонов, бытовой техники, мебели и других) ненадлежащего качества и (или) невозможностью их возврата – 12 (21 %);

— качеством предоставляемых услуг (ремонт бытовой техники, СТО, парикмахерских, изготовление памятников) – 21 (37 %);

— расторжением заключенных договоров «расширенной» гарантии при приобретении технически сложных товаров бытового назначения, нарушением сроков передачи предварительно оплаченного товара – 5 (9 %);

— качеством торгового обслуживания – 5 (9 %);

— прочим – 14 (24 %).

Основной причиной нарушения прав потребителей является незнание законодательства как субъектами торговли, так и самими потребителями. Для решения данной проблемы требуется повышение их правовой грамотности.

Для выполнения этой задачи отделом торговли и услуг регулярно ведется информационно-просветительская работа на потребительскую тематику, размещается актуальная для потребителей информация в средствах массовой информации и на сайте Мозырского райисполкома. Организовываются встречи с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, с председателями совета индивидуальных предпринимателей по вопросам изменения в законодательстве.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить у уполномоченного по защите прав потребителей Мозырского районного исполнительного комитета Елены Александровны Пархоменко по телефону 30-01-49 или по адресу: г. Мозырь, пл. Ленина, 16, каб. 115.

Подготовила Ольга АРДАШЕВА.