Поиск легких путей. Такова сфера деятельности специалистов по логистике. Если товар доставлен заказчику своевременно, с минимальным потреблением временных и финансовых ресурсов, то можно смело говорить, что главная логистическая цель достигнута.
Как осуществляются логистические процессы на таком крупном промышленном предприятии, как ОАО «Мозырьсоль», рассказывают начальник отдела транспортного сопровождения грузоперевозок Татьяна Багазий и специалист отдела Виктория Ковалевич.
Услышать друг друга
– Как строится у вас взаимодействие с коллегами из других подразделений? Допустим, придет радостный менеджер: «Заключили выгодный контракт, берут все за две цены! Вам остается всего лишь в Перу отправить…»
Татьяна Багазий:
– Отдел всегда готов просчитать логистику по новым маршрутам и расширить географию поставок. ОАО «Мозырьсоль» реализует соль и продукцию на ее основе в 14 стран мира: Российскую Федерацию, страны Балтии, Польшу, страны СНГ. При наличии покупательского спроса можно отправить соль в Перу, Китай или Мьянму. Надеюсь, в ближайшем будущем будут интересные проекты по поставке продукции ОАО «Мозырьсоль» в эти дальние страны. Составлять оптимальные логистические маршруты нам помогают различные отечественные и зарубежные транспортно-экспедиторские компании.
Соль – продукт первой необходимости, но и относительно дешевый товар. Поэтому 85 % всей отгрузки производится железнодорожным транспортом, и только 15 % – автомобильным. Оптимальное расстояние доставки с сохранением всех конкурентных преимуществ – до 2000 км. Хочу отметить, что благодаря высокому качеству нашей продукции, привлекательной потребительской упаковке, а также обеспечению сохранности в процессе транспортировки отгрузка железнодорожным транспортом производится в Российскую Федерацию на расстояния до 9000 км.
Виктория Ковалевич:
– Перед заключением любого внешнеторгового контракта или договора первым делом должны просчитываться расходы на транспортировку. Именно логистические затраты во многих случаях становятся главным аргументом за или против конкретной торговой сделки. Логистическая транспортная цепочка на перевозку грузов выстраивается таким образом, чтобы доставка была произведена с минимальными затратами и в минимальное время. Здесь все решения продиктованы только экономической целесообразностью.
– В каком направлении перевозки вашего товара для вас самые сложные?
Татьяна Багазий:
– На мой взгляд, нет сложных перевозок, бывают разные объективные обстоятельства, связанные, например, с сезонным дефицитом подвижного состава, увеличением стоимости транспортных услуг, наступлением паводков. Идеальные условия с транспортным обеспечением, к сожалению, складываются нечасто. Тем не менее ежедневная задача отдела – своевременно и в полном объеме обеспечить вывоз производимой готовой продукции. ОАО «Мозырьсоль» каждый год уверенно наращивает темпы роста продаж на всех рынках реализации. Для обеспечения возрастающей потребности в перевозках привлекаем к отгрузке собственные вагоны различных операторских компаний в Российскую Федерацию, Республику Казахстан и страны Балтии, увеличиваем долю перевозок автомобильным транспортом. В ходе конструктивного диалога с потенциальными партнерами определяются паритеты поставки, условия формирования цены, сроки оплаты, иные важные условия. Это часть преддоговорной работы. Все транспортные расходы в любом случае закладываются в конечную стоимость товара.
Из пункта A в пункт B…
– С вашего позволения, рассмотрим алгоритм ваших действий на конкретных примерах. Допустим, заключен контракт на поставку соли в российский Петропавловск-Камчатский. Как спланируем доставку?
Татьяна Багазий:
– Определим логистическую схему до заключения контракта. Алгоритм действий следующий: перевозку продукции просчитаем в различных видах железнодорожного транспорта – в крытом железнодорожном инвентарном вагоне БЖД, в собственном вагоне российского оператора, а также в контейнерах на фитинговой платформе по маршруту от ст. Козенки до г. Петропавловск-Камчатский. Просчитаем тарифы на всех участках пути по территории Беларуси и России, на пароме по Охотскому морю и небольшую часть пути по полуострову Камчатка. Это мультимодальная перевозка с участием двух видов транспорта. Выберем и предложим покупателю наилучшие тарифные условия, определимся с паритетом поставки по одному из условий ИНКОТЕРСМ 2010 (международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов – прим. авт.). На основании информации об уровне отпускных цен и транспортных расходов покупатель может сделать вывод, насколько ему выгодны поставки соли из Республики Беларусь.
– Возьмем другой конец света. Допустим, вашу соль хочет приобрести Южно-Африканская Республика…
Татьяна Багазий:
– Алгоритм действий тот же: делается расчет стоимости доставки. В данном случае наша работа будет построена на сотрудничестве со специализированными логистическими компаниями. Доставка в этом случае будет проходить сначала сухопутным путем до портов Литвы или Латвии, а затем по морю.
– Но, если вынести за скобки события в Украине, можно ведь и через эту страну в порты Черного моря, а дальше через Суэцкий канал – получается короче…
Виктория Ковалевич:
– Логистика по карте не всегда складывается так же, как на практике. В порту может не оказаться необходимых мощностей, терминалы могут не заниматься перевалкой определенных грузов и многие другие ограничения.
(Вспомнился первый приезд в Мозырь из Минска поездом «Барановичи–Житомир» и наставления местных знатоков: «Он идет до ст. Мозырь, но ты лучше выйди в Калинковичах и садись на автобус – быстрее доберешься, и от пл. Примостовой все автобусы по городу развозят…»)
Знать и уметь
– В интернете одни работодатели требуют наличие коммуникабельности, знания иностранного языка, владения ПК, другие больше напирают на знание нормативно-правовых актов и документооборота… Так что надо больше учить будущему логисту?
Виктория Ковалевич:
– Правы и те, и другие. Требования к объему и уровню знаний специалистов логистического отдела высокие, знать и уметь нужно многое, важен также и опыт работы сотрудника в сфере грузоперевозок. Для того чтобы с транспортными компаниями «говорить на одном языке», работники нашего отдела знают и умеют применять на практике Устав железнодорожного транспорта общего пользования Белорусской железной дороги, Правила перевозок грузов, Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, ИНКОТЕРМС, законодательство в области таможенного дела и автомобильных перевозок и еще много разных специальных электронных программ, например автоматизированную систему «Электронная перевозка», обеспечивающую электронный документооборот на ГО «Белорусская железная дорога».
Я отвечаю за обеспечение вывоза готовой продукции покупателям Республики Беларусь привлеченным автомобильным транспортом, составляю оптимальные маршруты доставки, занимаюсь поиском автомобилей на специализированных интернет-порталах, заключаю договоры с грузоперевозчиками. Главная задача: в установленные сроки и по минимальным тарифным ставкам доставить продукцию покупателям внутреннего рынка. С этой целью постоянно анализирую цены транспортного рынка услуг, определяю активные направления движения транспорта и приоритеты перевозчиков.
Очень важно, чтобы автомобильные перевозчики видели в лице ОАО «Мозырьсоль» надежного партнера.
Поэтому необходимо постоянно контролировать своевременную оплату за оказанные транспортные услуги, способствовать, чтобы водители грузовиков не простаивали в очереди на загрузку. Работа с автомобильным транспортом непростая, часто водители приезжают на завод уставшие, хотят быстро загрузиться. У кого-то возникают проблемы на месте выгрузки, на маршруте. Наша задача – найти оптимальное решение, спокойно и конструктивно урегулировать ситуацию. А для этого, кроме профессиональных знаний, требуется позитивный настрой и умение общаться с людьми.
– Какие качества необходимы, чтобы справляться с вашей сложной работой?
Татьяна Багазий:
– На рынке логистических услуг в современном мире высокий уровень конкуренции. Поэтому большое значение имеет профильное образование в сфере транспорта. В прежние времена высшие учебные заведения не готовили специалистов по логистике, а теперь имеются специализированные факультеты, курсы повышения квалификации. В отделе транспортного сопровождения грузоперевозок ОАО «Мозырьсоль» будущие логисты проходят практику. Стараемся увлекательно рассказывать о нашей работе, делимся профессиональным опытом, знаниями. Знакомим студентов с функционалом коммерческой службы, взаимосвязанным процессом работы склада готовой продукции, транспортного цеха, участка погрузки грузовых автомобилей и вагонов. Ведь каждое предприятие имеет в сфере отгрузки продукции свои специфические особенности. Рекомендуем будущим логистам быть ответственными, внимательными, коммуникабельными, терпеливыми. Необходимо не только оттачивать профессиональное мастерство, но и вырабатывать необходимые качества характера: психологическую устойчивость в сложных ситуациях, самоотдачу, умение предвидеть проблему, действовать на опережение. Скажу без преувеличения, что при таком отношении к выбранной профессии работа с транспортом обязательно станет любимым делом, а иногда делом всей жизни.
Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.