На знамени Победы есть капли крови наших земляков. Мозыряне – освободители страны и Европы

166

«От Курска и Орла война нас довела до самых вражеских ворот. Такие, брат, дела…»

Мы вновь листаем «Памятный альбом ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – активных участников оборонно-массовой работы и патриотического воспитания молодежи», который в 1978 г. выпустил Мозырский городской совет ветеранов. Мозыряне, среди которых и коренные жители нашего города, и те, для кого Мозырь стал родным после войны, сражались на всех фронтах той войны. Мужество и героизм они проявили и в сражениях, занесенных во все учебники истории, и в «боях местного значения».

«Ах, какой вы все, ребята, молодой еще народ!» – вспоминаются строки Александра Твардовского, когда знакомишься с подвигами мозырян, которым в конце войны не исполнилось еще 25-ти и даже 20-ти лет.

Владимир Майстрович, 1922 г. р., в Красной армии с 1940 г., место призыва – Мозырский РВК.

Боевой летчик, летал на штурмовике Ил-2, в одном из боев был тяжело ранен, но сумел посадить свой самолет. «Мой сосед. Мы все его любили…» – читаем комментарий в соцсетях к фото Владимира Федоровича.

За сражение на Курской дуге удостоен ордена «Красной Звезды»: «Участвовал в наступательных операциях на орловско-курском направлении с 5 июля 1943 г. За этот период провел 16 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника. Им уничтожено 30 автомашин с грузами и боеприпасами, 20 повозок, 5 танков, 1 батарея полевой артиллерии. Он подавил огонь двух минометных батарей, произвел 5 очагов пожара, сопровождавшихся сильными взрывами, уничтожил до 250 солдат и офицеров противника. Тов. Майстрович храбро и умело действует над целью, делает по 5–7 заходов и над целью бывает 15–17 минут. Свой самолет изучил в совершенстве и грамотно эксплуатирует его».

Среди боевых наград офицера Майстровича – орден Красного Знамени.

Фаина Зарецкая, 1922 г. р., до войны окончила мозырское медучилище и работала на станции «Скорой помощи» в родном городе.

В первые дни войны ушла на фронт. Боевой путь Фаины Вольфовны проходил по местам особенно кровопролитных боев: 1941 г. – Чонгар-Перекоп, 1942 г. – Керчь, Малый Донец, Сталинград… В феврале 1942 г. во время одного из боев, перевязывая раненого на поле боя, Фаина была тяжело контужена и ранена, но после лечения в госпитале вернулась в строй. Старшина медслужбы Зарецкая спасала раненых под Курском, в Украине, участвовала в форсировании Днепра, с боями прошла Венгрию, где шли тяжелые бои в районе озера Балатон. Среди наград – самая почетная солдатская медаль «За Отвагу».

В представлении к ордену «Красной Звезды» рассказывается: «В период наступательных боев 5–9 декабря 1944 г. при прорыве обороны противника высота 241 (Венгрия) и в районе населенного пункта Буяк тов. Зарецкая Ф. В. показала высокие образцы мужества, стойкости и отваги. Под сильным артиллерийско-минометным, ружейно-пулеметным огнем противника она эвакуировала с поля боя 34 раненых солдата с их оружием, оказав каждому из них медицинскую помощь на поле боя. В этом ожесточенном бою, выполняя с честью свои обязанности, тов. Зарецкая была ранена…» Добавим, что по жестким правилам в Красной армии в зачет спасенных санитарам шел боец, вынесенный вместе с оружием, так что наверняка спасенных этой девушкой солдатских жизней намного больше. Одно тяжелое и два легких ранения, но тем трогательнее читать про Фаину Вольфовну слова признательности мозырян: «Всегда спокойная, добрая. Работала всю жизнь в поликлинике медсестрой…»

«Без связи нет управления, без управления нет победы!» – известная аксиома военных связистов всех времен.

Вице-адмирал Григорий Толстолуцкий писал в своих воспоминаниях: «О связистах, их подвигах на войне написано не очень-то много. Непосвященным порой кажется, что и сама деятельность воинов-связистов выглядит однообразной, мало влияющей на исход военных событий. То ли дело разведчики, летчики, танкисты, подводники, пехотинцы, артиллеристы… Их служба полна романтики. Но и связисты участвовали в ожесточенных схватках, порой не менее драматичных и захватывающих! Правда, схватки эти были не всегда широко известны. Велись они чаще всего в эфире… Связисты, не жалея ни сил, ни времени, настойчиво выполняли свой долг. Они доставляли в штабы необходимую информацию, обеспечивали оповещение войск об обстановке, о действиях противника, своевременно передавали в соединения и части боевые приказы и распоряжения командования».

Недаром говорят, что связисты обеспечивали «нервы Победы». Среди них и мозырянка Ольга Пимченкова.

Она родилась в 1926 г. в российской Калининской, ныне Тверской области, в деревне Ствольно. Вчерашняя школьница, она воевала на Втором Прибалтийском фронте.

«В бою в районе деревни Штехлин, – читаем в наградных документах. – 30 апреля 1945 г. у дома лесника под сильным минометным и пулеметным огнем развернула узел связи, обеспечила связью командира полка с батальоном. В бое под огнем исправила до 15 повреждений телефонной линии». За этот эпизод Ольга Ивановна удостоена ордена «Красной Звезды». Еще раньше за свою смелость при исполнении обязанностей связиста юная девушка была награждена медалью «За Отвагу».

Иван Крупа, 1921 г. р., в Красной армии с 1940 г., призывался в соседнем Петрикове.

Отважный сапер-разведчик, в наградных документах, а среди наград Ивана Михайловича – ордена «Славы» III степени, «Красного Знамени», медаль «За Отвагу», часто встречается слово «первый»: первым обнаружил, первым ворвался, первым бросился на противника, в вылазках всегда двигался первым… Не боялся вступить в рукопашную с врагом: в одном из боев уничтожил 4 врагов.

Наградные документы сообщают, что с июня по декабрь 1944 г. сапер-разведчик Крупа И. М. «сделал 27 вылазок к переднему краю противника, обнаружил и установил систему установки и глубину 11 минных полей противника. Особенно тов. Крупа проявил находчивость, инициативу разведчика и смелость воина Красной армии 7 и 8 декабря 1944 г. Под интенсивным огнем противника ефрейтор Крупа И. М. первым из группы дополз до проволочного заграждения противника. Впереди проволочного заграждения он первым обнаружил минное поле противника, быстро и бесшумно проделал проход в минном поле, установил тип мин и систему установки. Захватив с собой две показательные мины, ефрейтор Крупа И. М. с остальными лазутчиками вернулся к своему переднему краю…» Счет снятых мин Иваном Михайловичем, а это спасенные жизни, идет на тысячи.

Алексей Барилов, 1926 г. р., долгие годы работал учителем начальной подготовки в средней школе № 9, память об этом человеке здесь хранят уже новые поколения педагогов.

В 1943 г. 17-летний парень из украинской Черниговской области стал бойцом Красной армии. Медали «За Отвагу» удостоен за бои, в ходе которых «со своим расчетом уничтожил 12 ручных и 7 станковых пулеметов и до роты противника».

В бою юноша не щадил ни себя, ни врага, о чем рассказывается в представлении к ордену «Красной Звезды»: «Тов. Барилов, работая в батарее 120 мм минометов заряжающим, показал себя стойким и опытным воином. В боях с 19 марта 1945 г. расчет, в котором заряжающим был тов. Барилов, уничтожил 4 огневых пулеметных точки и более взвода пехоты. Неоднократно в трудных моментах под ожесточенным огнем противника он не отходил от миномета, посылая одну за другой мины в контратакующих врагов».

Понимая, что дисциплина и порядок в экстремальных ситуациях – это вопрос жизни и смерти, потому что сам уже в 19 лет стал опытным воином, Алексей Андреевич старался научить этому школьников, отличаясь особой требовательностью и строгостью.

«Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ!» Сегодня, когда мы открываем новые страницы Великой Отечественной войны, нам остается быть достойными светлой памяти советских воинов, воинов-мозырян, отстоявших наше право на жизнь.

Вечная память героям…

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: