Безопасную навигацию по Припяти обеспечивает филиал «Нижне-Припятский» руэсп «Днепробугводпуть»

В первое воскресенье июля свой профессиональный праздник отметили работники водного транспорта. Речная навигация – это не только красавцы-теплоходы, катера, яхты, но и трудяги-буксиры и баржи, а также удобные водные пути.

Что необходимо делать для бесперебойного прохождения судов по Припяти, рассказал начальник филиала «Нижне-Припятский» РУЭСП «Днепробугводпуть» Андрей Козел.

Первые радости

– К праздникам принято подводить итоги. Пожалуй, наше главное достижение – это то, что мы сохранили трудовой коллектив и продолжаем его укреплять новыми кадрами плавсостава, – отмечает Андрей Григорьевич. – Кроме этого, сегодня мы вышли на положительные финансовые результаты, поэтому можем обеспечить, на мой взгляд, относительно достойную заработную плату. Хотя не по нашей вине были периоды, когда нам не разрешали платить людям премии, сегодня мы зарабатываем, платим налоги и можем поощрить людей за их добросовестный труд.

Все мероприятия, предусмотренные планом путевых работ на реке, выполняем. Мы обслуживаем Припять на участке от устья канала в Микашевичах и до границы с Украиной, включая Туровский затон, протяженностью 344,1 километра. Нашу деятельность можно поделить на два блока. Первый: осуществление комплекса путевых работ, связанных с обслуживанием реки, – дноуглубление, дноочищение, установка буев, необходимой разметки и другие подобные работы. Второй: добыча и реализация речного песка как гражданам, так и юрлицам – для этого отведены необходимые площадки, где работают земснаряды.

 

День за днем

– Это не мое частное мнение, но опыт и практика, – подчеркивает начальник филиала «Нижне-Припятский». – Если мы не будем выполнять возложенную на нас функцию,  за 3–4 года Припять обмелеет, захламится и из судоходной реки, с нормальными глубинами относительно других речек, которой она сегодня является, то превратим ее в реку многорукавную: мелкую и непригодную для движения судов не только технического, но и маломерного флота. (Русловая многорукавность – это случай, когда река перегружена наносами, и для обеспечения перемещения наносов река вынуждена расширять свое русло. – Прим. авт.) Можно привести пример реки Березины: в тех местах, где не проводят дноуглубительные и дноочистительные работы в должном объеме, сегодня в период жары не везде можно проехать даже на лодке. Река в своем течении подмывает берега, происходят обрушения – формируются перекаты, мелкие места, которые со временем увеличиваются. Также в нее падают деревья. Все эти наносы и стволы необходимо своевременно убирать, углубляя дно, чтобы судоходству ничто не препятствовало. Так сложилось, что примерно 5 лет мы не работали в зоне отчуждения – в итоге глубины упали до 1 метра. Несколько лет назад на Мозырский НПЗ по Припяти был доставлен крупногабаритный груз – нам пришлось прокопать всё русло от границы с Украиной до Стрельска. Но если бы мы поддерживали его  в должном состоянии, то таких проблем было бы гораздо меньше.

Ищем решение

– Были серьезные планы в этом году возить в Украину нефтепродукты, – рассказывает Андрей Козел. – Украинская сторона была готова основательно вложиться в этот проект, состоялись три пробных рейса по поставке солярки, причем прямо в центр Киева, но известные события внесли свои невеселые коррективы. Были намечены 22 рейса за навигацию этого года.

Водный транспорт – самый дешевый, но с момента развала Советского Союза логистика и необходимая портовая инфраструктура для перевалки грузов не сильно развивались. Поэтому мы не можем серьезно конкурировать с железной дорогой и автотранспортом. По своей структуре мы, филиал «Нижне-Припятский», не перевозчики, но иногда, чтобы заработать, пробуем перевозить определенные грузы из Микашевичей. И уже по этому опыту видим, где слабые места и где можно усилиться. Но в одиночку эту проблему не решить – необходим комплекс мероприятий.

Другая проблема: нужны новые современные, более мощные, силовые установки для наших плавсредств – они же двигатели, редукторы. Когда мы водили наши грузы в Украину, перед нами настойчиво ставили вопрос о скорости оборачиваемости: клиенты требуют, чтобы груз был доставлен как можно быстрее, оперативнее.

Речной транспорт должен получить необходимый импульс для развития. Это не красивые слова – так диктует жизнь. Грузопотоки увеличиваются, нагрузка на автомобильные магистрали возрастает, содержать их в порядке не всегда хватает времени и средств. И речники в состоянии помочь разгрузить автодороги.

Речная романтика

В мировой литературе случаев, когда мальчишка сбежал из дома, чтобы стать юнгой на речном флоте, не отмечено. У речников не самые высокие зарплаты, тем не менее желающие работать в этой сфере не переводятся.

– Чтобы стать хорошим речником, должна быть тяга к реке, ее природе и водным просторам, – размышляет Андрей Григорьевич. – Нужно болеть этой профессией. Многие работники плавсостава трудятся у нас уже не один десяток лет – это уже настоящее призвание и любовь к работе и рекам. Были случаи, что работники уходили, но потом все равно возвращались – притяжение воды очень сильное. У нас вместе трудятся командир земснаряда Михаил Завадский и его жена Любовь; капитана Василия Ющенко поддерживают в работе его сыновья Иван и Константин. Можно привести и другие красивые примеры.

Если говорить о профессиональной подготовке специалистов, то стоит отметить, что в стране есть профессиональные лицеи и колледж речного транспорта в Светлогорске, а в БНТУ обучаются будущие инженерные кадры. Нередки случаи, когда приходят вроде как на одну навигацию без образования и, отработав в самой низшей должности – мотористом, идут учиться в школу командного состава и при должном старании двигаются по карьерной лестнице.

Сменный капитан-механик теплохода «Енисей» Константин Ющенко.

Игорь Плотников, первый помощник капитана-механика.

Михаил Гоморов — командир земснаряда ВД-30: «Занимаемся добычей песка для предприятия».

Василий Ющенко — капитан-механик теплохода «Енисей» : «У нас все хорошо!».

Сергей Козел, и.о.

Желаю нашему трудовому коллективу, всем коллегам здоровья, веры в себя, в тех, кто рядом на работе и дома поддерживает нас. Вклад семей мозырских речников в то, что предприятие сегодня на плаву, огромен, за что им отдельные слова искренней благодарности. Пусть нас не оставит надежда и вера, что водный транспорт выйдет на достойный уровень в Беларуси, заняв свое заслуженное место.

Дмитрий КУЛИК.
Фото Александра Солодкова.