Сидящий напротив меня человек знает: прожечь жизнь – легко, вернуть утраченное – гораздо сложнее. Три месяца назад Павел, употреблявший наркотики более 15 лет, нашел способ выкарабкаться. Точнее, крепко ухватиться за руку помощи, протянутую ему такими же бывшими наркоманами в реабилитационном центре «Право на жизнь», расположенном в агрогородке Рудня.
Три месяца – не так уж и много, но любой, кто хоть раз сталкивался с психологией «употребляющего», поймет: разница между тем Павлом, больным, отчаянным, обреченным, и этим, уверенным, надеющимся, мечтающим, подобна пропасти. Таких, как он, много. Но тех, кто сейчас по другую сторону безысходности, еще больше. Поэтому на наши вопросы бывший наркозависимый отвечает честно в надежде, что его пример поможет тем, кто потерял всякую надежду на помощь и выздоровление.
«Это нельзя назвать удовольствием»
– Как долго вы употребляли? С какими веществами за это время был «знаком» ваш организм?
– Более 15 лет я употреблял героин. В последнее время «сидел» на мефедроне. Также употреблял маковую соломку.
Первый раз наркотик внутривенно употребил в 15 лет. В то время пробовать вещества стали мои старшие друзья, с которыми мы вместе занимались спортом. Они всем видом показывали, как это классно. Мне же всегда не хватало уверенности в себе, и я подумал, что наркотики помогут мне стать более уверенным, раскрепоститься. Но я ошибался.
– Как развивались ваши «отношения» с наркотиками дальше?
– Жестко на наркотики я подсел примерно через год. О зависимости не думал на тот момент, но употреблял их уже день через два. Позже начались проблемы со здоровьем и ломки. Только тогда я начал понимать, что у меня зависимость. Но принять этот факт сложно, окончательное осознание приходит, когда ты уже употребляешь ежедневно, по три–четыре раза, и от тебя отказались родные.
– Могли бы вы описать состояние, в котором пребывали после очередной так называемой ломки?
– Когда начинается ломка, наступает ощущение подавленности. Ты не знаешь, что делать, будто начинает выкручивать суставы в руках и ногах. Я испытывал такую адскую боль, что разбивал ноги в кровь, задыхался. Пытался лежать в полностью холодной воде, чтобы хоть как-то облегчить свое состояние.
Ты просто становишься настолько зависимым от наркотиков, что при ломке идешь даже на преступление, лишь бы достать очередную дозу: я нередко совершал кражи. Ухудшается и психоэмоциональное состояние. Меня всё раздражало, из-за этого стали портиться отношения с родителями, с друзьями. Можно сказать, что я стал жить только ради того, чтобы достать очередную дозу.
– То есть вы думали только о том, чтобы получить удовольствие?
– Это уже было не удовольствие. Тебе нужно употребить для того, чтобы просто прийти в себя и почувствовать себя человеком. Это вряд ли назовешь удовольствием… Очень скоро эффект от наркотиков просто сводился к тому, что тебе необходимо встать на ноги.
«Из прежней компании в живых нет никого»
– Когда ваши родители узнали о том, что вы употребляете?
– Все вскрылось, когда мне было 16 лет. Родители уехали к сестре в Гомель, а мы с другом укололись. По возвращении домой родители увидели выпавший из моего кармана шприц. Они стояли вместе с сестрой и маленькой племянницей и смотрели на окровавленную иглу. Первой среагировала сестра. Она сказала маме с папой: «Посмотрите, он колется». Я стал отпираться, ссылаясь на то, что это на секции по боксу нам дали ретаболил (допинговый препарат – прим. авт.), чтобы сделать нас еще более сильными. Отец поверил мне.
– Случались ли передозировки?
– У меня было около 10 передозировок. Три раза спасал отец. Он просто говорил, что чувствует что-то неладное, и приезжал ко мне домой. Могу сказать, что выживал только благодаря тому, что или отец, или другие люди вовремя меня находили и откачивали.
– Пытались ли родные бороться с вашей наркозависимостью?
– Пытались. Я много раз был в различных медучреждениях. Меня даже возили в одну российскую организацию, где пробовали вылечить с помощью введения в транс. Был на метадоновой замещающей терапии. Но ничего не помогало, мне становилось только хуже.
– Вы уже упоминали о том, что ломки толкают на преступление. Как это отразилось на вашей жизни?
– Я часто был судим за кражи, поэтому периодически на год–два попадал в места лишения свободы. Даже на метадоновую замещающую программу пошел, чтобы не попасть в тюрьму, так как вновь «светило» два года.
– Насколько я знаю, здесь, в центре, в отличие от медучреждений, зависимые люди ищут себя через веру, через изучение Библии. Когда вы впервые попали именно в такую атмосферу?
– Я несколько раз пытался «слезть» с иглы при помощи метадона, но мне это не помогло, даже, наоборот, ухудшило состояние. Ведь по факту ты вроде и чистый, но все равно зависишь от приема веществ. В 2015 году я узнал, что в агрогородке Боровики Светлогорского района есть реабилитационный центр, организованный Международным общественным объединением «Право на жизнь». На тот момент у меня перед глазами был пример моих знакомых, которые прошли программу реабилитации, вернулись к нормальной жизни, создали семьи. И я подумал, что тоже смогу. Так первый раз попал в центр.
Там прошел один этап реабилитации, второй этап проходил в Барановичах. Особенность этих центров в том, что после реабилитации тебя закрепляют за церковью, ты принимаешь водное крещение, а дальше помогаешь таким же наркозависимым. Я был благодарен Господу за подаренный мне шанс, но решил, что справлюсь самостоятельно без поддержки церкви, и уехал на заработки в Европу.
И там вновь «упал»: начал употреблять наркотики, на которых «сидел» еще пять лет. Тогда я окончательно понял, что без Бога в душе не смогу бросить и вернуться к нормальной жизни.
– Как относитесь к выражению, что бывших наркоманов не бывает?
– Я не разделяю это мнение. Возможно не употреблять, жить нормальной жизнью. Но при этом нужно уповать на Бога, жить по заповедям. Также для возвращения в социум наркозависимым людям, как и их родным, нужна поддержка. Здесь, в центре, ее дают сполна. Тот, кто уже прошел этот путь, своим примером показывает, что всё возможно, всегда помогает и поддерживает. Это очень важно, потому что на первых порах человек психически неустойчив, в голове только одно: нужно употребить.
– Знаете ли вы, что стало с людьми из компании, в которой вы начинали употреблять?
– Из той компании я остался один. Последний человек умер лет пять назад.
– Это повлияло на ваше отношение к ситуации?
– Когда ты употребляешь, на такие вещи не обращаешь внимание: ушел человек из этого мира и ушел – тебе все равно. Дело в том, что в наркотическом омуте ты попросту не ценишь жизнь. У тебя нет ни совести, ни чувства долга, а в голове одна мысль – употребить. Ты вроде и ощущаешь, что попадаешь в болото, но выбраться из него не можешь.
Только в центре я впервые осознал, что значит жить, мыслить здраво. Здесь задумался о том, где работать, как создать семью, как построить дом. Ведь в зависимости я с 15 лет, и по факту не видел ничего: то находился в местах лишения свободы, то употреблял.
«Выход есть. Хочу, чтобы люди знали об этом»
– В чем особенность жизни и реабилитации в центре?
– Здесь мы изучаем слово Божье, общаемся друг с другом, обсуждаем то, что волнует. Также в центре есть трудотерапия: мы работаем на благо будущего поколения. Мы всегда открыты для взаимодействия. Здесь мы учимся, как строить свою жизнь за стенами центра: словно маленькие дети, начинаем жить заново и понимаем, что у каждого есть шанс.
– То есть вы уже строите планы на будущее?
– Конечно. Мне бы хотелось остаться в агрогородке Рудня и помогать зависимым людям, показывая им своим примером, что всё возможно. Хочу продолжить заниматься профилактической работой. Сейчас мы встречаемся с детьми из учебных учреждений. Рассказываем им, как пришли к употреблению, как влияют наркотики и алкоголь на организм человека, с какими последствиями столкнулись.
Но самое главное для меня – это наладить отношения с родителями. Я осознал, сколько горя им принес. Сейчас мне искренне хочется жить для них, отдать всю свою любовь, показать, что вернулся их сын, порядочный, хороший.
– К сожалению, тема распространения и употребления наркотиков сегодня стоит довольно остро. Исходя из вашего печального опыта, какое бы напутствие дали подрастающему поколению, которое не осознает всей серьезности ситуации?
– Первое, что хочу сказать, не стоит уподобляться тем, кто употребляет, верить, что это круто: удовольствие от наркотиков мнимое, а дальше – страшные последствия. Живите своей жизнью, берегите родных и близких. Больше занимайтесь спортом и ведите здоровый образ жизни. В нашем мире есть тысячи возможностей реализовать себя, которыми может воспользоваться каждый. И помните, наркотики не приносят счастья, а желание заработать легкие деньги, распространяя их, приводит лишь к одному – тюрьме и сломанной жизни.
Беседовала
Александра КИРИНСКАЯ.