Дети не против, родители счастливы и даже учителя надели форму: опыт гомельской школы

В то время как учреждения образования по всей стране определялись с общими элементами в одежде, ученики гомельской средней школы № 21 щеголяли в фирменных нарядах, ведь форма у них существует уже десять лет. Их посетил журналист «Знамя юности».

Зеленый – для химиков

Для 11-классника Данилы Шумкевича за все время обучения это уже третий вариант формы:

– В началке были серые штаны и жакеты. Потом я стал кадетом – естественно, в своем строгом кителе с погонами. А в старшей школе вернулся к серому, только уже более взрослому, варианту. Но обязательный элемент – школьный логотип. Его авторы, кстати, – наши выпускники, участники Великой Отечественной войны, носим его в память об их подвиге.

Данила с одноклассницей Анастасией Павловой проводят для меня ликбез на примере снующих по ко­ридору ребят. В общем, если окажетесь в 21-й школе и увидите приятные зеленые блейзеры, знайте: их обладатели – представители славного химико-биологического профиля. Общаетесь с кем-то в синем? Можете не задавать лишних вопросов: ваш собеседник в общеобразовательном классе, с 5-го по 9-й. А если побудете подольше, научитесь отличать строгие черные кители кадетских классов от строгих черных – налоговых. Верх мастерства – по типу изысканной клетки в серо-синей толпе малышей найти нужную параллель!

Изображаю из себя змея-искусителя и пытаюсь перетянуть Настю на сторону «бесформенного» зла:

– А может, хоть разок наденешь красную юбку и кофточку со стразами?

Настя улыбается:

– Мы как-то привыкли к форме за столько лет, удобно. Да и знали бы вы, как экономится время на сборы по утрам!

Одеть за три года

Учитель начальных классов Зинаида Алейникова спешащего на урок Данилу провожает теплым материнским взглядом:

– Это же один из моих малышей, с которыми мы начинали революцию формы!

Зинаида Ивановна и сама в форме в тон костюмов подопечных-первоклашек. Поворачивается, предлагая оценить наряд: строгую серую юбку, серую жилетку, дополненную оторочкой и галстуком в синюю клетку. На второй смене учитель пойдет к учащимся 4-го класса, обладателям модной клетки в желтых тонах. Сменная жилетка и галстук ждут в шкафу.

– Как вас удалось облачить в форму? – интересуюсь у педагога, предчувствуя рассказ о списке плюсов и аргументах, представленных администрацией школы.

Зинаида Ивановна хитро улыбается:

– Это я, можно сказать, всех и облачила!

В 2010 году школу возглавила Инесса Карпина, и Зинаида Ивановна предложила молодому руково­дителю одеть учеников по единому образцу:

– Я училась в то время, когда школьная форма была обязательной, и ничего плохого в ней не находила. А вот как учитель в ее отсутствии увидела проблему. Дело даже не в том, что вокруг все пестрое, разношерстное, иногда сомнительной эстетической ценности. Форма помогает убрать различия между детьми и избежать конфликтов.

Инесса Эдуардовна за дело взялась с умом и сейчас может давать мастер-классы по «оформлению»:

– Главное – не рубить с плеча. За год масштабно ввести форму не получится, но за три-четыре одеть всю школу реально. Мы начали с первоклассников: их к новому порядку приучить проще, чем старших. И заручились поддержкой родителей.

Мамам и папам подробно объяснили преимущества: дисциплина станет лучше, одевать ребят будет проще. Администрация школы провела огромную работу по подбору ателье. Совместно обсудили эскизы, цвет и качество материалов. Выбирали безопасную, удобную для детей и долговечную ткань – на этом не экономили. Через пару месяцев родители пришли с благодарностями: исчезли утренние скандалы – не нужно выбирать, в чем идти в школу. А потом подсчитали финансы: оказалось, что сшить форму проще и дешевле, чем бегать за брюками и пиджаками по рынкам и магазинам. Срок эксплуатации зависел от скорости роста ребенка. Кому-то формы хватало на пару лет, другие носили один и тот же комплект до окончания начальной школы.

На одной волне

В форму сразу же облачили кадетские классы, которые как раз появились в учреждении. На следующий год – всю начальную школу, потом тех, кто переходил в 5-е и 10-е, потом – профильные. На четвертый год преобразований в своем типе формы ходили все. Директор шутит:

– Больше не надо спрашивать в коридоре: «Из какого ты класса?» По наряду и так видно.

А Зинаида Ивановна тем временем решила приодеться вслед за своими малышами:

– Я тоже мучилась с подбором гардероба перед началом каждого учебного года, а потом подумала: почему и я не могу ходить в форме? Ведь у врачей, продавцов да и представителей других профессий есть свои рабочие костюмы. Решила попробовать и поняла, как это удобно: прихожу в джинсах и кроссовках, пере­одеваюсь – и оказываюсь на одной волне со своими учениками.

При ежедневной носке и еженедельной стирке комплекта хватает на четыре года. Педагог поделилась ценой вопроса – около 200 рублей.

За Зинаидой Ивановной потянулись и другие учителя начальных классов. Александра Дергачева сама когда-то в статусе ученицы этой школы носила кадетский китель, а теперь молодой специалист стала ярым приверженцем формы для педагогов:

– Дети равняются на учителя, он для них всегда пример. Внешнее сходство делает нас ближе. Когда я училась, форма уравнивала нас с одноклассниками, мы старались выделяться своими умениями, успеваемостью, общественной деятельностью, а не видом. В ней мы гордо шли по улице, она придавала нам статус и накладывала обязательства: кадету, к примеру, стыдно ходить в грязной обуви – с собой всегда брали щетку. Теперь этому же учу малышей.

Для полноты картины осталось получить рецензию родителей. Многодетная мама Анастасия Рощина говорит с уверенностью:

– Форма дешевле и проще! Облачение для третьеклассника обошлось чуть больше чем в 100 рублей, и нет проблем с тем, в чем идти в школу. А еще форма очень дисциплинирует. В ней по полу мой восьмилетний Саша не ползает – бережет. Вы бы видели, с каким уважением вешает в шкаф свой кадетский китель его брат Дима! Так что я от практики 21-й школы в восторге.