27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. Учитель истории Владимир Касьян — о событиях того времени

267

Трудно себе представить что-то более ужасное, чем изоляция города в течение почти девятисот дней. Бомбежки, голод, холод и безумие…

Учитель истории и обществоведения средней школы № 8 Владимир Касьян рассказывает:

«Когда на третьем месяце войны вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, для жителей города это стало настоящей катастрофой. Уже в сентябре четко обрисовались масштабы надвигающейся трагедии, ведь продовольствия в городе оставалось на месяц. С октября месяца паек был существенно урезан до 400 граммов хлеба в сутки рабочим и до 200 граммов служащим и иждивенцам. Значительно усугубило ситуацию разрушение Бадаевских складов. За время блокады от голода и обстрелов погибло и умерло около 700 тысяч человек! Немецко-фашистские захватчики не оставляли городу шансов на существование. Но Ленинград жил и работал, трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование и боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Еще с 1941 года советское командование не оставляло попыток прорвать блокаду.

Стоит понимать, что город не был изолирован полностью (это не дала сделать Тихвинская операция), но условия и характер местности не позволяли в полной мере снабжать жителей всем необходимым. Правительство, государственный комитет обороны делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям – Ладожскому озеру и воздуху – в Ленинград было доставлено более 60 тыс. тонн грузов, а из города эвакуированы тысячи больных и раненых детей. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Блокада стала настоящим испытанием не только для народа, но и для Красной армии, солдаты которой продолжали упорно сражаться за освобождение города».

Эту непростую тему изучают на уроках истории подростки в 10 классе. Владимир Владимирович делится наблюдениями о том, что ученики с интересом изучают историю блокады и войны в целом:

«Неподдельные эмоции вызывает у них «невский пятачок», седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, метроном – система оповещения населения о воздушной атаке. С искренним интересом и сочувствием слушают подростки истории блокадников-детей и взрослых. Да, зима 1941–1942-го для ленинградцев выдалась поистине тяжелой, ведь у немцев было два коварных союзника, которые изнутри «подрывали» силы осажденных. Это холод. И голод – постоянный, непрекращающийся, мучающий всех и каждого. В блокаду по разным оценкам умерло от 630 тысяч до 1,5 миллиона ленинградцев. Лишь три процента из них – от бомбежек. Остальные – от голода. А это мучительная смерть… Ощутимо вдохновляет и поражает детей рассказ о подвиге солдат, шедших в прорыв по пояс в снегу, желая принести долгожданное освобождение городу. К слову, один из освободителей Ленинграда, генерал Федюнинский, впоследствии принял участие в освобождении Гомеля».

Более восьми десятков лет отделяет нас от того страшного времени. И для каждого белоруса, чтящего историю, это важный жизненный урок.

«Я с детства был знаком с Ленинградской трагедией через произведения Павла Николаевича Лукницкого, во всех красках описывавшего ужас тех дней, – говорит Владимир Владимирович. – Сегодня для меня блокадный Ленинград ассоциируется с прошлым, в том числе нашей страны, а также испытаниями и потерями, жертвой и надеждой народа, который вынес все тяготы и лишения тяжелого военного времени и поднял страну из руин. Я глубоко убежден, что стойкость и мужество, храбрость и отвага советских солдат должны оставаться в памяти человечества навсегда. И со своей стороны, как учитель истории, приложу максимум усилий, чтобы параграфы из книг на уроках оживали и оставляли правильный след в молодых умах и сердцах».

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: