Оперативность и конфиденциальность. «Белпочта» о набирающей популярность национальной почтовой электронной системе

162

Цифровизация не только ускоряет жизнь современного человека, но и существенно ее упрощает, считают специалисты РУП «Белпочта». Переход всех услуг предприятия в виртуальную плоскость идет очень активно. Среди новшеств и достижений, реализованных за последнее время на базе IT-технологий, — запуск национальной почтовой электронной системы. 

— Национальная почтовая электронная система официально работает в Беларуси уже больше года. Что она собой представляет?

— НПЭС — значимое новшество и достижение «Белпочты» на базе IT-технологий за последнее время. Система позволила оцифровать процесс пересылки простых и заказных писем и обеспечить юридически значимый факт доставки корреспонденции. Это быстрый способ отправлять и получать электронные почтовые отправления как физическим, так и юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) по территории страны 24/7. Система позволяет сократить издержки, уменьшить бумажный документооборот юридических лиц, оптимизировать процессы за счет прямой интеграции их в систему. Важно и то, что пересылка писем по почтовой электронной системе осуществляется по защищенным каналам с гарантией подтверждения факта доставки, соблюдения тайны почтовой связи и конфиденциальности переписки на законодательном уровне, что является преимуществом перед альтернативными способами переписки в электронном виде.

Механизм работы с системой достаточно прост. Необходимо пройти процедуру идентификации через сайт «Белпочты» с использованием одного из сертифицированных средств выработки электронной цифровой подписи — ID-карты, мобильной электронной цифровой подписи на сим-карте или USB-носителе. Это доступно как физическим, так и юридическим лицам. Факт получения заказного письма получатель подтверждает при помощи ЭЦП.

НПЭС также позволяет отправителю не заботиться о том, чтобы получатель тоже был пользователем системы. Если получатель не зарегистрирован в НПЭС, то отправленное письмо в электронном виде будет распечатано и отправлено получателю в классическом бумажном виде. В итоге пересылка заказных почтовых отправлений по почтовой электронной системе происходит с соблюдением всех правил физической почты: отправителю выдается электронная квитанция и подписанное электронной цифровой подписью получателя уведомление о доставке.

НПЭС обеспечивает работу через программный интерфейс (API) для организаций, у которых процессы переписки построены на внутренних информационных системах. При помощи API возможно использовать функции почтовой электронной системы непосредственно из информационных систем пользователя. Таким образом, сотрудники организации будут иметь возможность доступа к функциям НПЭС из своих привычных рабочих мест и смогут отправлять письма с помощью НПЭС через свою систему.

Но главное преимущество пользования НПЭС — сокращение времени и трудовых затрат на отправку и получение писем, потому что отправителю не нужно идти в почтовое отделение.

— Насколько популярной она стала у белорусов? Сколько человек воспользовалось ей за это время?

— Система набирает популярность. На конец 2022 года в НПЭС зарегистрировано более 2,7 тыс. пользователей, существует несколько интеграций с юридическими лицами. Было отправлено более 64 тыс. почтовых отправлений.

— Предполагается, что система должна стать единой платформой для объединения всех внедренных цифровых проектов предприятия. Что уже внедрено в работу и что планируется в будущем?

— Сейчас с помощью НПЭС можно пересылать простые и заказные почтовые отправления в электронной и гибридной формах между юридическими и физическими лицами, интегрировать программный интерфейс в бизнес-процессы юридических лиц, оплачивать услуги посредством системы интернет-оплаты и электронного лицевого счета клиента (электронная авансовая система), интегрироваться с автоматизированной системой учета обращений граждан и юридических лиц.

В ближайшее время запланировано поэтапное насыщение системы дополнительными сервисами. Во-первых, планируем создать инструменты многопользовательского личного кабинета. Это позволит разграничить доступы к НПЭС в рамках одного юридического лица, разделить бизнес-процессы по подразделениям, зонам ответственности и прочее. В планах и организовать общую идентификацию и авторизацию пользователей системы и других сервисов предприятия, а также реализовать дополнительные сервисы и услуги (извещение о поступлении почтовых отправлений, направление актов).

Кроме того, ведется проработка вопроса интеграции с электронными почтовыми системами других назначенных операторами стран — членов Всемирного почтового союза.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: