Дмитрий Кулик: «Стоп, слухи!»

110

Остановить фейковый психоз под силу каждому из нас.

Свежий случай с «пробниками духов», которые на улице предлагают некие украинцы из Луганска, а люди потом в конвульсиях «умирают», хоть и тянет на «страшилку» среднего уровня для советского пионерлагеря, заставляет тем не менее задуматься и сделать определенные выводы.

В чем-то это было похоже на старый обычай московского Сухаревского рынка, который описал Владимир Гиляровский. Когда отливали колокол, по всему рынку, а потом и по городу, разносились нелепые россказни и вранье. «Сотни лет ходило поверье, что чем больше небылиц разойдется, тем звонче колокол отольется. И мало того, что чужие повторяют, а каждый сам старается похлеще соврать. И обязательно действующее лицо точно обозначит время и место. «Слышали, утром-то сегодня? Под Каменным мостом кит на мель сел… Народищу там!». «В беговой беседке у швейцара жена родила тройню – и все с жеребячьими головами». «Сейчас Спасская башня провалилась. Вся! И с часами! Только верхушку видать». Такой обычай: колокол льют!».

Вот только нравы с тех пор значительно ужесточились, и сегодня это уже не «чушь прекрасная», но часть информационно-психологической войны с целью создания общего чувства тревоги у населения. Как объясняют специалисты, выглядят изначально эти фейки безобидно, как предупреждение об опасности, чтобы войти в доверие. Как только человек находит сообщение полезным, сразу же начинает пересылать своим друзьям, близким, родственникам – цепочка запущена. Единственный способ уберечь себя от такого рода тревог – внимательнее относиться к контенту в Сети, перепроверять информацию и доверять лишь проверенным источникам. В случае с «пробниками духов» дело не ограничилось простой передачей этой информации – тут же появились «знатоки», утверждавшие с апломбом, что и «яд такой сильнодействующий уже давно разработан» (а как же здоровье того, кто без противогаза пробник предлагает?), и что «в реанимации уже лежит один пострадавший». Как это расценить: безответственное глупое вранье из желания набить себе цену или сознательная подрывная деятельность?

Это не первая и не последняя фейковая атака, поэтому хотелось бы дать нашим гражданам совет, опираясь на собственный опыт работы в средствах массовой информации. Каждый раз, когда появляется сенсационная новость, просто поинтересуйтесь источником информации. Он должен быть верифицированный, то есть не «мне соседка сказала, а она врать не будет…», а с конкретными именем и фамилией и должностью – есть у кого спросить и перепроверить. Когда мы задаем сетевым фейкометчикам этот вопрос про источник информации, они тут же или замолкают, или стараются уйти от ответа.
Не забывайте и советский плакат «Не болтай!» – раз уж передаете друг другу тревожную новость, делайте это без приукрашиваний и сочинительства.

А мы вам желаем только хороших новостей.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: