Протоиерей Александр Шиленок: «Осуждение – от недостатка любви»

182

По благословению епископа Туровского и Мозырского Леонида, на вопросы читателей отвечает председатель отдела по связям с обществом и СМИ Туровской епархии протоиерей Александр Шиленок.


1 Находясь в храме на службе, я иногда негромко пою вместе с хором, так как знаю песнопения Божественной Литургии. Но моя бабушка говорит, что это грех и делать так нельзя. Почему?

Нина.

– Запрета на пение вместе с хором во время богослужений нет, но лучше петь про себя, ведь громкое пение мешает рядом стоящим молиться. Особенно это заметно, когда человек подпевает не в такт. Прихожане поют вместе во время Божественной литургии молитвы «Символ веры» и «Отче наш». Если вы считаете, что можете помочь своим пением хору, то обратитесь к старшему священнику в своем храме, чтобы он благословил вас петь вместе с певчими.

2 Отец Александр, как быть? Никак не могу избавиться от греховной привычки – осуждения, сам себя осуждаю за слабохарактерность! Даю слово, что больше никого осуждать не буду, но тут же начинаю критиковать, например, своего товарища. Посоветуйте что-нибудь…

Игорь, студент.

– Давайте сначала разберемся: что же такое осуждение? Осуждение и порицание – есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение – действительно страшная вещь. Этот грех происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. «Любовь все покрывает», – говорит апостол Павел. Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других. Лучше бы кто-то вкушал плоть и пил кровь, чем «порицал братьев во плоти», то есть вкушал бы плоть своего брата и изъедал его душу осуждением, как говорит Иоанн Дамаскин. Осуждение – препятствие для нашей духовной жизни.

Зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Все это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу. Дьявол, зная, что творение молитвы идет на пользу человеку, пытается воспрепятствовать этому. Таким образом, осуждение – грандиозное оружие дьявола. Оно насмерть поражает душу. Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать. Что, однако, должно делать нам, когда нас осуждают другие? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, когда мы живем в грехе, даже если нас никто не осуждает или не обвиняет, мы являемся самыми ничтожными среди людей. Напротив, когда мы пребываем в прилежной добродетели, «даже если против нас целая вселенная», когда весь мир осуждает нас, тогда мы «ревнители всего», то есть достойнейшие из всех. Поэтому нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, а к добродетели жизни нашей. В вашем случае я советую чаще исповедоваться, причащаться и любить своих ближних, какими бы они ни были.

3 Я познакомилась мужчиной, он разведен, у него есть ребенок. Предлагает создать семью, но меня смущает то, что он и его родители – католики. Возможен ли союз людей разной веры?

Лариса Георгиевна.

– В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в разделе X.2, как раз говорится об этом: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» и далее. Другой вопрос состоит в том, насколько крепок и счастлив будет такой брак. И перспективы здесь, к сожалению, далеко не радужные. В том же разделе говорится: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза».

В доме, где возникла ссора, взаимное охлаждение или иной семейный конфликт требуется обращение к Господу за помощью, примирением и восстановлением брака. Каждый священник, и просто каждый здравомыслящий взрослый человек, подтвердит вам на своем и чужом опыте, как много разбито семей и пролито слез из-за непонимания этого простейшего факта. Так что выбор за вами…

4 Дети подросли, и сегодня привести их в храм на причастие стало проблемой. Когда были маленькие, ходили с удовольствием. А теперь в церковь соглашаются идти нехотя, с трудом отрываясь от мобильных телефонов. Полезно ли будет такое принудительное «общение» с Богом? И что в таком случае родителям предпринимать?

Алексей Владимирович.

– Когда родители хотят чего-то достигнуть в вопросах воспитания, то необходимы не слова, а, в первую очередь, личный пример. Если отец и мать регулярно и с радостью посещают храм, то дети, видя это, будут им подражать, охотно и радостно ходить в храм сами, когда подрастут. Но компьютерные игры и игры в мобильных телефонах, социальные сети, пробуждая страстный азарт, становятся более притягательными. Они вводят людей, особенно детей, в мир виртуальной, иллюзорной действительности – более интересной для них, чем реальный мир. Так начинается деградация человеческой личности. Для земной реалии человек становится чужестранцем, гостем и странником. Его родина – это мир телефона и компьютера: он живет в другом мире, который живет в нем, всего его захватывая и поглощая. Для таких людей прежде всего исчезает небо: Бог становится отвлеченной и безразличной идеей. Он не нужен для компьютерных игроков, следовательно, находится за пределами их интересов. Затем для них исчезает сама земля, таких людей не беспокоят общественные проблемы. Они разобщены с родными, лишены друзей, для них нравственные понятия «хорошо» и «плохо» заменяются другими – выигрышем или проигрышем в игре. После частых компьютерных игр люди делаются безразличными друг другу.

Вслед за параличом духа начинается охлаждение души: человек теряет нужду в человеке, потребность в общении, он становится не способным ни любить другого, ни воспринимать любовь. Для этих людей вся жизнь становится «игрой», выплеснувшейся из рамок компьютера. Здесь действительность и иллюзия меняются местами: компьютерный мир становится частью их души, а окружающий мир воспринимается как виртуальный, с которым они соприкасаются, но в котором они не живут. Компьютерные игры с заложенной в них программой создают свои комплексы и зомбируют человека, превращая его в биоавтомат. Как оторвать ребенка от компьютерных игр и соцсетей? Это вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа. Здесь должна прийти на помощь интуиция самих родителей, которая подскажет, чем и как занять ребенка, какую альтернативу предложить ему вместо компьютерного плена? Отказаться от компьютера невозможно, но надо уметь пользоваться им по необходимости, то есть заставлять его служить человеку, но не допускать, чтобы компьютер властвовал над ним. Необходимо заинтересовать детей какими-нибудь видами спорта, например, игрой в шахматы, которые развивают память и внимание, искусством, наукой, ремеслом. Чтобы установить контакт с сыном или дочерью, избегайте двух крайностей: лишней строгости и излишней снисходительности, ведущей к вседозволенности. Контролируйте действия ребенка, не подавляя его инициативности мелочной и нудной придирчивостью. Еще очень важно родителям усиленно молиться о своих детях.

Записал
Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: