У семьи Иванченко за спиной бесценный багаж семейного стажа с золотой пробой и на двоих – почти 36 лет военной выслуги

217

– Таким девизом я стал руководствоваться, когда вышел на пенсию по выслуге лет, – рассказывает подполковник в отставке Виктор Иванченко. – Почему? Потому что, как человек военный, я должен был сделать свой выбор между стратегией активной и пассивной. Последняя – даже не рассматривалась. Не зря же я отдал армии в общей сложности 27 лет. По сути, от выбора зависела вся дальнейшая жизнь, которая, как и совесть, не позволяла в 44 года усесться возле дома на скамейку, чтобы делиться воспоминаниями о службе, или «управлять пультом от телевизора» на диване… Никогда не позволял себе размениваться на бесполезные дела. А если оглянуться назад, то основная часть моей жизни фактически была посвящена учебе, совершенствованию знаний, поиску чего-то нового. Говорят, что человеку, едва он рождается, Господь уже готовит путь, который он должен пройти.


У меня, к примеру, все начиналось от школьной скамьи. Проживая в поселке Лесной Пензенской области, окруженном войсковыми частями, ни о какой другой профессии, кроме профессии военного, я и не мечтал. Положительным примером был старший брат, который уже стал курсантом. Когда подошло мое время выбора служить или учиться, то, конечно же, я решил попробовать реализовать мечту – примерить мундир офицера. Ради этого в 1966 году поступил в Саратовское военно-химическое училище, а в связи с открытием такого же училища в Костроме, куда наш курс был переведен как основополагающий, стал выпускником уже этого учреждения в 1969 году. По распределению попал в Беларусь – в 120-ю дивизию, дислоцирующуюся в Уручье (г. Минск).

С этого времени будни молодого лейтенанта потекли своим чередом с повышением званий, движением по карьерной лестнице и сменой мест службы. После Уручья продолжил служить в Боровухе-1 под Новополоцком, в Крупках Минской области. Когда в его багаже уже был опыт и более 10 лет военной службы, а высшее командование рассматривало кандидатуру майора Виктора Иванченко, который уже был начальником штаба, на должность командира части, на последнем дежурстве он оказался на больничной койке. Перенес сложную операцию, и в результате получил статус годности уже только «к нестроевой службе». Главной поддержкой и опорой, как говорится, и в радости, и в горе была супруга Галина, на которую он мог рассчитывать. Хотя ей, по сути, с мужем-военным приходилось далеко не сладко. И с высоты прожитого Виктор Иванченко считает себя счастливым человеком, потому что прошел достойно стезю военного, а еще потому, что ему безмерно повезло с выбором второй половинки – хранительницы семейного очага и матери его детей. Для офицера важно, чтобы у него был надежный тыл, который олицетворяет семья.

Любить – значит смотреть в одну сторону

– Как утверждает известная поговорка, чтобы стать женой генерала, ну а в моем случае подполковника, надо было по гарнизонам вслед за молодым лейтенантом помотаться, – говорит, улыбаясь, Галина Николаевна, супруга Виктора Григорьевича, присоединившись к беседе. – А по-другому и быть не могло. Учились мы в параллельных классах. Дружба переросла в любовь, доверие и уважение. Когда Виктор учился в военном училище, я осваивала профессию агронома в сельскохозяйственном техникуме. И наша любовь на расстоянии только крепла. Когда он распределился к месту службы в Минск, то в апреле 1970 года мы поженились. Сначала жили в общежитии в Колодищах, потом в Минске, чуть позднее – в Боровухе-1 под Новополоцком, затем в Крупках. Несмотря на переезды, мы привыкали к Беларуси, находили удивительное в каждом месте, где довелось служить…

У Виктора Григорьевича менялись должности и звания, а семья, в которой уже подрастали сын и дочь, готова была к переезду в любой момент. Дети едва успевали привыкнуть к одной школе, как уже надо было идти в новую. Ничего не поделаешь, такова участь женщин, которые выходя замуж за военного, понимали, что их ждет в будущем. Вот почему так важно, чтоб семья была тем надежным тылом, где бы их любили и ждали… Безусловно, с таким развитием событий Галине Николаевне пришлось поставить крест на своей мечте, профессиональных способностях. О какой агрономии могла идти речь в военных городках? Ей пришлось осваивать новые повороты. На какое-то время переквалифицировалась в работника торговли. Как говорится, было бы желание, а научиться можно всему…

Ситуация для семьи в корне изменилась, когда Виктор Григорьевич по результатам комиссии был признан «к нестроевой службе». Благодаря предыдущим достижениям в войсковых частях, ему была предложена должность заместителя военного комиссара Петриковского военкомата. А буквально через полгода подполковника Иванченко в марте 1986 года уже перевели на такую же должность (начальник мобилизационного отдела) в Мозырский военный комиссариат. К новым обязанностям он приступил вместе с военным комиссаром Анатолием Андрейченко. На их долю пришлась ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, формирование банно-прачечного отряда, в котором была острая необходимость, так как приходилось заниматься дезактивацией…

Несмотря на сложные условия службы, через некоторое время Мозырский военный комиссариат из числа предпоследних вышел в разряд лучших в области, а Виктора Иванченко, возглавляющего мобилизационный отдел, тогда даже премировали ценным подарком. С сентября 1986-го новые страницы в школьной биографии начали писать в Мозыре и их дети – сын Евгений и дочь Светлана. Кардинально изменить свою профпригодность пришлось и Галине Николаевне. Посоветовавшись с мужем, в 1987 году она стала военнослужащей ракетной части: сначала у нее была должность кладовщика, затем телефонистки. Получила звание ефрейтора. Если бы не развал СССР и не передислокация ракетной дивизии и расформирование ее частей, то ничего и не собиралась менять. Но обстоятельства были выше желаний. И если мужчины еще продолжали какое-то время нести службу, то всех женщин уволили в запас. Галине Иванченко на то время исполнилось 46 лет. Для военной пенсии не хватало выслуги лет, как и трудового стажа для социальной. Возник вопрос: что делать дальше? Супруги думали вместе, так как Виктор Григорьевич к этому времени уже вышел на пенсию по выслуге лет.

Выход есть всегда

– Не найти решения проблемы мог только ленивый. А для меня с выходом на выслугу лет было сложным только то, что я не знал, чем заполнить свободное время, – рассказывает Виктор Григорьевич. – Мне постоянно надо было чем-то заниматься. Перепробовал делать все, что очень нравилось раньше, но не хватало времени, чтобы заняться этим всерьез: фотографией, резьбой, выпиливанием, чеканкой, лозоплетением. Последнее дело захватило по-настоящему. Хотелось не только развивать интерес, но и получать пользу от занятия. К этому ненавязчиво подтолкнула дочь, которая однажды подарила книгу о технологии лозоплетения. Потом еще одну подарила супруга. И так шаг за шагом с помощью самоучителя я стал осваивать азы этого одного из самых распространенных промыслов. Тем более что сырья для производства изделий хватало в любое время года. И весьма важно, что это дело еще больше сплотило нашу семью и обеспечило ту самую надежную тыловую поддержку…

Галине Николаевне нужен был трудовой стаж: пришлось зарегистрироваться в центре занятости. Три дня в месяц супруги заготавливали лозу и сдавали ее на фабрику художественных изделий, чтобы отработать минимум трудодней. А когда женщина устала от подработок, решила оформить индивидуальное предпринимательство. Чуть позднее, взвесив на семейном совете все «за» и «против», закрыла ИП и получила статус ремесленника. Таким образом супруги и далее стали преодолевать трудности вместе. Глава семейства занимался изготовлением изделий из лозы, а Галина Николаевна продавала их.

Спрос на изделия ручной работы них по мере расширения ассортиментного перечня увеличивался. Их с удовольствием покупали, чтобы подарить родным и близким, увозили в качестве сувениров друзьям за границу, ведь они подчеркивали национальный колорит у хозяек на кухне, а также в обиходе…

Занятие, которое супруги много лет назад посчитали необходимостью, вызванной ситуацией, со временем превратилось в дело, доставляющее удовольствие и пользу, с которым они не расстаются до сих пор.

Статус ремесленника помог им заявить о себе не только в районе, но и в Беларуси, так как они вместе с другими мастерами Мозырщины принимают участие в различных выставках и форумах как областного уровня, так республиканского и международного. Своим творчеством они не раз подчеркивали тот факт, что Мозырский край богат талантливыми людьми, которые бережно относятся к своей истории, способствуют сохранению белорусских традиций, тесно переплетая в своих изделиях российские и белорусские корни, прославляя наш красивейший край, где выросли дети, появились внуки и правнук, по праву считая Мозырщину второй родиной.

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора
и из семейного архива.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: