«22 июня, ровно в 4 часа…». С первых дней Великой Отечественной войны жители Мозырщины встали на защиту своей Родины

259

На фронте, в подполье, в партизанских отрядах, в эвакуации мозыряне приближали Победу, до которой в страшное утро 22 июня 1941 года оставалось долгих 1418 дней.

«Если б не было войны…»

В период реконструкции народного хозяйства после Гражданской войны, в особенности в предвоенные годы, производственная мощность Мозыря изменилась.

Была создана развитая деревообделочная промышленность, расширилась сеть промартелей, построена первая очередь крупной электростанции. В 1940 г. на 7 крупнейших предприятиях города работало 2,5 тыс. рабочих и инженерно-технических работников. Фанерная фабрика «Красный Октябрь» в 1929 г. была удостоена ордена Трудового Красного Знамени БССР. Лесозавод «Пролетарий» был одним из основных поставщиков высококачественных пиломатериалов для ряда предприятий Советского Союза. Высоким качеством отличалась продукция мебельной фабрики «Профинтерн». Необходимо отметить, что Мозырь накануне Великой Отечественной войны занимал видное место в лесообрабатывающей промышленности БССР, а Мозырская электростанция обеспечивала электроэнергией не только предприятия города, но и Мозырского района.

В Мозыре был расширен и реконструирован пивоваренный завод. Вступили в строй и стали давать продукцию хлебозавод, мясокомбинат, горпромкомбинат, несколько промартелей, крупнейшей из которых была металлообрабатывающая артель «Молот» (сегодня – ОАО «Мозырьсельмаш»). В городе также работала типография. На Пхове была создана лесоперевалочная база.

За годы предвоенных пятилеток было построено 214 жилых домов и общественных зданий. Особенно выделялись Дом Советов, здание Полесского обкома партии, почта, областной театр, Дом обороны, городская поликлиника, речной вокзал, типовые здания школ, медицинские и детские дошкольные учреждения. Работали 3 больницы, одна из них детская, городская поликлиника, станция скорой медицинской помощи, роддом, противотуберкулезный и кожно-венерологический диспансеры, санитарно-эпидемиологическая станция, станция переливания крови и несколько медпунктов на промышленных предприятиях.


Юные мозыряне посещали 9 общеобразовательных школ, в которых 130 учителей обучали около 3 тыс. учащихся. В Мозыре действовал педагогический техникум, готовивший кадры для начальных школ области. Открылись также медицинское училище и детская музыкальная школа. Город имел развитую сеть дошкольных детских учреждений.

Большим событием в культурной жизни белорусского Полесья стало создание в Мозыре Полесского областного театра, известного далеко за пределами области. В Мозыре имелось 15 клубов, а также городская библиотека.

В связи с коренными изменениями в экономике и культуре изменился сам вид города. Мозырь был радиофицирован, а его улицы освещались ярким электрическим светом. Город украсился зеленым нарядом парков и скверов. Шире и просторнее стали улицы и площади.

Вооруженное нападение гитлеровской Германии прервало созидательный труд белорусского народа. 22 августа 1941 года во избежание окружения от наступавших войск 2-й пехотной армии немцев советские части вынуждены оставить город Мозырь – последний областной центр Беларуси, находившийся под контролем Красной армии. Была оставлена вся Белоруссия…

Никто не забыт

«В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой…» Архивы свидетельствуют: воины Красной армии родом из небольшого полесского городка с первых дней войны вступили в смертельную схватку с врагом, приняли участие во всех сражениях Великой Отечественной войны на всех фронтах, не жалея своей жизни ради Победы.

25 июня 1941 г. в небе Молдавии погиб стрелок-бомбардир лейтенант Шая Кацман. В июле 1941-го пропал без вести военфельдшер Исаак Загальский – его часть сражалась в окружении в Гродненской области. Военврач 3 ранга Филимон Касуха, 1897 г. р., проживавший по улице Ленинской, 7, пропал без вести в октябре 1941-го при обороне Москвы. В декабре 1941 г., защищая Ленинград, пал смертью храбрых командир артиллерийской батареи лейтенант Николай Ткач. Во время Харьковской катастрофы 1942 г. пропал без вести политрук Самуил Зеленко. Командир отделения Николай Стрельников, ушедший на фронт с улицы Колхозной, 20, пропал без вести в сентябре 1942 г. в боях под Сталинградом. «Я убит подо Ржевом…» мог бы сказать про себя красноармеец Хаим Миндлин, 1923 г. р., павший в бою в сентябре 1942-го. Оборона города Малгобек в Чечено-Ингушской АССР, ныне «Город воинской славы», – одно из ключевых сражений битвы за Кавказ. Здесь в сентябре 1942 г. сложил голову отважный Василий Бобр из деревни Бобренята. На улице Саета, 14 до войны жил гвардии красноармеец Самуил Берман – его не стало в апреле 1943 г. при освобождении Краснодарского края. В битве на Курской дуге смертью храбрых пал красноармеец Борис Загальский. Пехотинец Николай Ситник из дома № 7 в речном поселке не вернулся из боя в феврале 1944 г. при освобождении Украины, Ровенская область. Освобождая Крым, в апреле 1944 г. погиб 20-летний Исаак Кацман. Лейтенант Николай Будович пал смертью храбрых в июле 1944 г. на Карельском фронте – похоронка отправилась на станцию Мозырь, лесозавод «Пролетарский». Освобождая Белоруссию, в июле 1944 г. в Барановичской области погиб водитель Василий Винокуренко – на улице Слуцкой, 25, в квартире № 2 его ждала жена Татьяна. В августе 1944 г. в Польше умер от ран красноармеец Марьян Робак – на улице Фрунзе, 32 похоронку получила жена Ефросинья. Артиллерист Владимир Бобр пропал без вести на Первом Украинском фронте в августе 1944 г. – в доме № 79 на улице Кимборовка эту печальную весть узнал отец Петр Архипович. На этой же улице в доме № 40 жил гвардии рядовой Алексей Пашковский: юноша, 1926 г. р., погиб при выполнении боевого задания в марте 1945 г. в Венгрии. Радист сержант Вениамин Марголин пал смертью храбрых в январе 1945 г. в Мурманской области. Улица Розы Люксембург, 11, кв. 3: сюда не вернулся с войны сын Дарьи Дмитриевны – красноармеец Анатолий Рабовский, пропавший без вести в январе 1945 г. в Восточной Пруссии. В феврале 1945 г. в Латвии пал в бою артиллерист младший лейтенант Аркадий Эдельштейн. В апреле 1945 г. в Чехословакии принял последний бой гвардии сержант Михаил Рубинштейн. В победном мае 1945 г. в немецком Бранденбурге остановилось сердце красноармейца Николая Деревянко, 1910 г. р.: еще одна похоронка пришла на улицу Кимборовка, где в доме № 74 мужа ждала жена Прасковья…


Вечная память героям…

Тверже гранита и стали

Довоенное население города составляло 18,5 тысячи человек, но в январе 1944 г. войска освободителей встречали около 4700 мозырян – около четверти жителей из довоенной поры.

За время оккупации нацисты убили и замучили около 5 тыс. человек, около 1000 человек было угнано в Германию – жертвой «нового порядка», который в наши дни получил свое точное определение – геноцид белорусского народа, стал каждый третий мозырянин. Но город Мозырь, Мозырский район, Полесская область и вся Белоруссия не сдались на милость оккупантов и не покорились врагу. Варварские репрессии гитлеровцев на Мозырщине: уничтожение еврейского гетто, сожжение деревень вместе с жителями – только укрепляли решимость наших людей освободить свою землю от непрошенных захватчиков.


Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» нашел свое воплощение на Мозырщине с первых дней освобождения. Только вдумайтесь: разрушена экономика, люди сильно нуждаются, быт не обустроен, но уже в феврале 1944 г. сельхозартель имени Ворошилова собрала и передала в фонд Красной армии 100 тыс. рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов «Полеский партизан». Трудящиеся Мозырщины в марте–апреле 1944 г. собрали и внесли в фонд Советской армии на строительство эскадрильи 475 тыс. рублей деньгами и 35925 рублей облигациями государственных займов.

Единство всегда было залогом преодоления любых трудностей и великих побед.

Наши прадеды выстояли и победили. Будем достойны их памяти.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: