Наталья Кондрусевич: «(Не)верное решение»

82

С большой скоростью набирают популярность как в сети, так и офлайн, готовые домашние задания (ГДЗ) и решебники. Но так ли они полезны, как может показаться на первый взгляд?

Не усугубляют ли такие «помощники» проблему, возникающую во взаимоотношениях школьников и родителей из-за выполнения домашних заданий, хотя призваны упрощать? Давайте разбираться.

Приближается сентябрь – время уроков и записанной в дневниках «домашки». Это непростой эмоциональный период для многих. Родителю отработать день и после вникнуть с интересом в проверку заданных на дом упражнений – испытание на крепость нервной системы. Одно дело, когда у мамы с папой нет выбора и приходится честно исполнять родительский долг. И совсем другое – устоять перед соблазном прибегнуть к помощи решебников. А этих современных «помогаторов» в учебе – пруд пруди!

Есть, к примеру, группа сайтов «решеба», которая известна, пожалуй, каждому ученику. На этих площадках размещены ответы на задания из практически всех учебников по большинству школьных предметов от начальных до выпускных классов. Как утверждают сами владельцы ресурсов, цели они преследуют благородные: помочь ребенку с освоением нового материала и с быстрым повторением пройденного, с самостоятельной проверкой знаний и комфортной подготовкой к контрольным работам. Но главная миссия – упростить проверку домашних заданий. А материалы сайтов не что иное, как справочные базы данных. На словах все звучит складно и благородно. Но на деле ситуация не так радужна.

Зачастую школьники, желая сэкономить затраченное на «домашку» время, попросту списывают на автомате все, что выдает решебник, и ставят в конце работы жирную точку. Разумеется, в затраченных усилиях пользы – ноль. Но факт остается фактом: упражнения выполнены, можно вечером демонстративно показать красивую тетрадку родителям. Но за кадром останется то, что за списанными на автомате строчками скрывается пустота. Нужен ли комфорт такой ценой? Ведь пробелы в знаниях школьника не заполнит ни сайт, ни «умная» книга. Решение должно рождаться в голове ученика и ложиться на бумагу через личное осознание. Разрешая пользоваться ГДЗ, родители оказывают чаду медвежью услугу. А после злятся и упрекают, когда видят в дневнике низкие оценки за контрольные и самостоятельные работы.

К слову, педагоги относятся к подобным сайтам по-разному: одни поддерживают идею и даже прославляют ее, другие жестко критикуют и призывают запретить ресурсы. И обе стороны по-своему правы. Пожалуй, вредны причины, по которым ГДЗ используются не так, как надо: у школьников нет мотивации разбираться в решении, а есть желание списать готовый ответ. Это и приводит к отсутствию понимания и, как следствие, к накоплению пробелов в знаниях.

Мы живем в эпоху открытой информации и круглосуточного доступа в интернет. Поэтому нужно научить детей правильно пользоваться подсказками, ведь даже «умные сайты» иногда ошибаются. Умение включать голову и анализировать написанное очень пригодится. На мой взгляд, в этом есть большой потенциал – показать детям, как грамотно работать с информацией. Это важный навык.

И задача взрослых – не запрещать решебники, а научить ими пользоваться, сохраняя у школьника желание разобраться в предмете и повысить тем самым уровень знаний.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: