Детский инклюзивный центр в Гродно: «Делаем все, чтобы особенные дети развивались»

201

Единственный в стране Детский инклюзивный центр для детей с особенностями развития функционирует с лета 2020 года на базе Центра помощи «Вера» в Гродно.


Это пространство, где ребята с инвалидностью в силу своих возможностей развиваются, занимаются творчеством, участвуют в спектаклях и праздниках, обучаются, общаются, посещают клубы по интересам. Работает он для особенных детей абсолютно бесплатно.

Центр строится и развивается за счет пожертвований неравнодушных людей. В этом году Центр посещает 50 детей с инвалидностью. Но желающих здесь заниматься гораздо больше. Почему Центр не может принять всех желающих? И что необходимо, чтобы это все-таки стало возможным? Разбираемся вместе.

О проекте Детского инклюзивного центра

Особенные…. Так принято называть детей, чье развитие отличается от общепринятой нормы, ребят с инвалидностью и различными по степени тяжести диагнозами, таких как аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна, расстройство поведения. Родителям тяжело и страшно узнавать о болезни или нарушении развития ребенка. Жизненные приоритеты меняются, родители ищут возможности помочь своему чаду.

«В городе существует немало центров развития, игровых комнат, возле каждого дома есть игровая площадка, но все это – для здоровых ребят, в то время как для детей с ограниченными возможностями их практически нет. Поэтому в 2018 году родилась идея создания проекта Детского инклюзивного Центра, а в 2020-м мы стали его развивать», – рассказывает директор Центра помощи «Вера», Антонина Мисюкевич.

На сегодняшний момент в Детский инклюзивный центр зачислено 50 ребят с особенностями развития и различной степенью утраты здоровья, где для них организованы бесплатные занятия по нескольким направлениям: Монтессори-терапия, сенсорная интеграция, арт- и песочная терапия, театрально-игровая терапия. Занятия организованы в групповом и индивидуальном формате. Ребята танцуют, постигают азы музыкального искусства, учатся рисовать, играть на сцене. Работает с ними опытный, квалифицированный педагог.

За эти годы ребята с педагогами смогли добиться значительных успехов. Спектакли, поставленные силами детей с инвалидностью, неоднократно становились лауреатами, дипломантами и победителями различных международных конкурсов детского творчества. Дети имеют опыт выступлений на большой сцене.

Создали сенсорную комнату и Монтессори-среду

С сентября 2023 года благодаря помощи и поддержке благотворителей открыто новое направление для развития детей с инвалидностью – сенсорная интеграция.

Это отдельная комната, где создана специальная предметно-сенсорная среда. В сенсорной комнате расположены сухой бассейн с шариками, пузырьковая колонна, световой стол для занятий песочной терапией, островок с фибероптическим волокном, модули для развития моторики, акустическая система, кресло-капля и пуфы-груши, сенсорная тропа, массажные мячики.

«Сенсорная терапия направлена на развитие органов чувств ребенка: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. В процессе занятий ребенок расслабляется, получает новый тактильный опыт, улучшается его психоэмоциональное состояние, происходит воздействие на визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы», – рассказывает педагог Центра.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение Детского инклюзивного центра – это способ не только развиваться в разных направлениях, но и возможность посещать кружки, приходить на праздники и мероприятия, совместно просматривать кино- и мультфильмы, обсуждать их.

Создание для детей таких условий, современных и комфортных, стоило огромных усилий и денежных средств. Все это стало возможным благодаря работе коллектива благотворительной организации и людей, которые поддерживают этот проект, понимают иго значимость и важность.

Не хватает педагога и оборудования

На сегодня в Центре работает только один педагог, который не в силах удовлетворить спрос из желающих посещать занятия в Детском инклюзивном центре. Все занятия проводятся бесплатно. Это основной принцип благотворительной организации – помогать детям с инвалидностью, давать возможности для их развития и социализации, оказывать поддержку родителям.

В Центре остается нерешенным важный вопрос: создание бюджета на зарплату педагога-психолога, который будет работать с детьми по новому направлению – сенсорная терапия. С появлением в Центре второго специалиста – педагога-психолога – необходимую помощь смогут получать большее количество детей. Вместо возможных 6 детей в неделю на занятия смогут приходить 24 ребенка. Планируется, что один рабочий день в неделю специалист будет посвящать работе с родителями: проводить консультации, тренинги, индивидуальные встречи и практические занятия.

Для того чтобы открыть ставку, пригласить на работу педагога-психолога и начать оказывать такую помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, необходимо сформировать бюджет на заработную плату сроком минимум на год. В благотворительной организации таких средств нет, поэтому «Вера» обращается к общественности. Речь идет о сумме на оплату труда специалиста сроком на год и составляет 20 тысяч рублей (со всеми налогами и иными выплатами).

С каждым годом Детский инклюзивный центр развивается: открываются новые направления, закупаются современные материалы для занятий, развивающие и обучающие игры, обновляется оборудование, производится ремонт кабинетов.

«В ближайшее время хотелось бы открыть специальное пространство – сенсорно-динамический кабинет, который будет оснащен специальным оборудованием, для восстановления двигательных функций у детей с инвалидностью, стимуляции психомоторного и речевого развития, ловкости, баланса и координации», – делится директор Центра помощи «Вера».

В планах также доукомплектовать действующую сенсорную комнату, помимо уже приобретенного базового оборудования, необходимо приобрести дополнительное оборудование в виде напольных развивающих панелей, фибероптические модули для зрительной стимуляции, напольный и настенный музыкальные модули, массажные коврики и тактильную дорожку, «волшебный шатер», особенно необходимый для детей с заболеваниями аутистического профиля, и другое сенсорное оборудование.

В проекте Детского инклюзивного Центра – создать платформу для онлайн-занятий с особенными детьми. Так занятия будут доступны для всех ребят, которые хотели бы посещать Центр, но в силу территориального расположения или тяжести заболевания не могут этого делать. Единственное условие – наличие доступа в интернет, компьютера или телефона. В актовом зале Центра созданы специальные условия для проведения онлайн-занятий – установлена крупноформатная видео-стена, акустическая система.

Поддержите наш проект!

Развитие и функционирование Детского инклюзивного центра, создание новых возможностей для развития детей с инвалидностью возможно только благодаря поддержке благотворителей, жертвователей, партнёров. У этого проекта нет финансирования, нет поддержки. Но его польза и значимость неоценима для особенных детей, которые каждый день приходят сюда заниматься.

Центр просит помощи, просит информационной поддержки. Ваше участие даст возможность нам двигаться дальше, а детям с инвалидностью получать педагогическую помощь, социализироваться, проживать свое яркое детство. Поддержать Детский инклюзивный центр можно любым удобным способом, совершив пожертвование на благотворительные реквизиты Центра с указанием назначения платежа «детский инклюзивный центр». Любая сумма помощи для нас – это весомая поддержка, вклад в будущее детей и дополнительные возможности для ребят с инвалидностью.

Центр помощи «Вера».


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: