Рассказываем, как нелегальные перевозчики уклоняются от налогов и подвергают опасности белорусов

439

Когда-нибудь вам приходилось ездить на такси, которое не имело официального обозначения? Водители внимательно следили за пройденным расстоянием по таксометру? После оплаты вам приходилось напоминать о чеке? За такими мелкими нарушениями скрываются серьезные проблемы: возможно, никто не несет ответственность за безопасность и здоровье пассажиров.

Авто, стоп

Вопрос нелегальных перевозчиков актуален всегда, ведь он касается безопасности. С конца ноября этого года проходит активная стадия рейдов и мониторингов: таксистов и маршрутчиков проверяют на соблюдение ПДД, а также техническое состояние транспорта и наличие необходимой документации.

Если говорить о первых итогах, то они неутешительные: выявлено более 690 нарушений. Из них 22 – факты незаконной предпринимательской деятельности. В это число включены как бомбилы без государственной регистрации, так и водители, имеющие разрешения, но не следующие их условиям. Например, юридическое лицо вправе проводить перевозки по установленному графику, с учетом продолжительности рабочего дня, но эти требования не выполнялись. 71 раз не соблюдались правила перевозки пассажиров. Много нарушений обнаружено и с порядком приема средств платежа: 15 раз перевозчики не выдавали чек ради снижения налога. Стоит знать, что это только случаи, зафиксированные сотрудниками правоохранительных органов.

Преступные альянсы

Разобраться в нелегальных схемах помог человек, много лет работающий в областном центре в сфере пассажирских перевозок. Николай (имя изменено автором) честен перед государством и негодует, почему шоферы, пренебрегающие всеми правилами, зарабатывают намного больше.

Он считает, что проблемы начались с момента отмены лицензирования для таксистов в 2018 году. Тогда же пришел «Яндекс» и многие ограничительные правила пропали. Выглядит, как будто работу перевозчиков пассажиров никто не может нормально контролировать.

Чтобы понимать, как работают нелегальные схемы, нужно разобраться в принципах взаимодействия агрегатора, организаций и водителей. Для примера возьмем самого известного поставщика клиентов на сегодняшний день – «Яндекс такси». Он не подключает шоферов напрямую, а объединяет их и таксопарки в единую систему через программное обеспечение. За доступ полагается комиссия с каждого выполненного заказа. При этом таксисту предложены варианты подключения: через таксопарк, напрямую в статусе ИП или самозанятого.

Юридических лиц, которые оформляют водителей и предоставляют клиентскую базу «Яндекса», более чем достаточно. Кто-то действует в рамках закона и собирает индивидуальных предпринимателей, которые сами выплачивают налоги и взносы, а посреднику перечисляют процент за заказы. Более хитрые организации нанимают водителей к себе на работу, заключая договоры. По такой схеме действовала ныне ликвидированная гомельская организация. Перевозчик оформлял водителей под 0,25–0,5 ставки и брал с них комиссию в размере 20% от выручки при условии, что все остальные дела работодатель будет вести самостоятельно. Таким образом водители не платили налоги, не делали взносы в фонд социальной защиты населения, за них все решала контора, а истинные доходы нигде не светились. Один из бывших работников таксопарка дословно передал, как его инструктировали при приеме в организацию: «Если вдруг вас кто-то остановит, вы показываете договор найма и говорите, что все вопросы к работо­дателю. Мы разберемся сами». И ведь в таких случаях конторы действительно предоставляют информацию об оформ­лении водителя и графике его работы (обычно якобы один день в неделю). Однако на самом деле в договоре с посредником прописано, что они не несут никакой ответственности за водителя и пассажира, а только предоставляют заказы. Получается, можно даже зарегистрировать авто и таксиста по одним документам, а совершать перевозки по другим. Стоит отметить, что «Яндекс» пытается противостоять такому нарушению, используя систему регулярного фотоконтроля.

А я не хочу по закону

Информация о ликвидации вышеупомянутой организации дошла до так называемых сотрудников примерно полтора месяца назад. Эта новость взбудоражила водителей, которые не привыкли и даже не собирались работать честно. Почему, как думаете?

Если предположить, что за месяц бомбила пополнял карман на 2000 рублей, а 20% (400 рублей) выплачивал конторе в качестве комиссии, то по итогу он оставлял себе 1600 рублей. Причем «без лишних бумажек», а именно, налогов, страховки… Мой собеседник Николай исправно платит 5% компании, которая предоставляет заказы, 14% комиссии «Яндексу», 35% от минимальной зарплаты в ФСЗН и 25% подоходного налога. Отсюда из тех же 2000 рублей имеет 926 рублей прибыли. Бесспорно, разница ощутимая. Однако добросовестный таксист по итогу вполне законно принимает общественные блага, жизнь и здоровье его и пассажиров застрахованы, чего нельзя сказать о бомбилах. Если рассуждать в больших масштабах, конторы укрывают минимум 500 рублей в месяц с машины, а автомобилей под парком может быть больше 300. Даже с учетом выплаты налога за каждого водителя можно только представить размер выручки.

Еще одну мошенническую схему использовали в другой местной организации. Они меняли юридическое лицо раз в полтора-два года: периодически объявляли себя банкротом, а затем оформлялись по-новому. Из-за этих махинаций получали иммунитет на плановую проверку, так как старая фирма юридически закрыта, а новую проинспектируют только через три года. Но аферистам не стоит радостно хлопать в ладоши: при подозрении на наличие нарушений правоохранительные органы могут провести ревизию в любой момент.

Руководитель гомельской фирмы ради уменьшения налоговых платежей в бюджет дробил свой бизнес, разделяя выручку на подконтрольные компании, а также на ИП, которыми зарегистрированы его родственники. Таким образом предприниматель не выплатил свыше 400 тысяч рублей налогов. Также он получал от наемных таксистов (большинство из которых не были офи­циально трудоустроены) наличную выручку, в общей сложности не менее миллиона рублей. Из этих денег он выплачивал водителям зарплату в конверте, остальное использовал для личных целей. В результате более 170 тысяч руб­лей подоходного налога предприниматель не уплатил в бюджет. И это далеко не единичный случай. Участникам таких схем, которые получают зарплату в обход закона, стоит помнить о последствиях: они лишены социальных гарантий и пособий, трудовой стаж не фиксируется.

Документы – усы, лапы и хвост

Масла в огонь подливает низкий порог вхождения в сферу перевозок.

Например, для работы с известным сервисом «Максим» достаточно пройти нехитрый процесс регистрации. Вы указываете мобильный номер и Ф.И.О. с датой рождения. Затем вводите данные водительского удостоверения и личного или арендованного транспорта. Дальше вам отправят пароль и логин для входа в водительское приложение. Ни слова о стаже за рулем, наличии каких-либо лицензий и разрешений. Выходит, что перевозить людей в качестве водителя такси «Максим» можно на авто в сомнительном техническом состоянии. А ведь зачастую так и происходит. Все регистрационные данные также никак не проверяются, таким образом можно и вовсе использовать аккаунт другого человека. Очевидно, что ответственность за несоблюдение требований перевозки пассажиров понесет водитель, но для этого его должны остановить сотрудники правоохранительных органов. Отсюда вопрос: сколько заказов успеет выполнить такой перевозчик?

Как определить нелегала

Если регулярно пользуетесь такси, то с большой вероятностью вас неоднократно перевозили незаконно.

Ради собственной безопасности стоит обратить внимание на некоторые моменты еще до старта поездки. Для начала определите, есть ли на машине специальная оклейка, ведь ее отсутствие – однозначное нарушение правил перевозки автомобилями такси. Конечно, некоторые водители попросту не хотят портить краску на дорогом авто оклейкой, но ведь и приезжают явно не «Ламборгини» или «Гелендвагены». В салоне транспорта проверьте наличие таксометра, он должен быть не просто включен, а фиксировать километраж. Нередко его вообще нет. У нелегалов нет специальной страховки такси, которая стоит в несколько раз дороже обычной водительской, и страховки пассажиров. К тому же каждый таксист должен пройти курсы перевозок пассажиров. Если вы получите повреждения, попадете в ДТП при поездке с нелегалом, то при дальнейших разбирательствах будет сложнее получить компенсацию, ведь такие перевозки проводятся вне договора и закона.

Приехали

Честных водителей мало, в основном это старые ипэшники, которые привыкли работать правильно. У них это в подсознании. Многие выбрали черные схемы после перехода с единого налога на подоходный.

С тех пор стало проще работать на контору, чем разбираться с учетом самостоятельно. Раньше было достаточно оплатить взнос в ФЗСН, что составляло около 100 рублей, и те же 100 рублей налога вне зависимости от заработанного. Сейчас фигурируют совсем другие суммы, поэтому водителям интереснее идти на риск, чем платить по правилам. Нелегалы знают налоговых инспекторов в лицо, как и большинство адресов, с которых они заказывают такси. Естественно, не принимают такие вызовы. Рейдовые мероприятия тоже отслеживают в интернете.

Что ждет нелегальных перевозчиков за нарушения? Предпринимательская деятельность без государственной регистрации, специальной лицензии – штраф до 100 базовых величин (3700 рублей) и конфискация автомобиля. За несоблюдение условий лицензий грозит от 10 до 50 базовых величин (от 370 до 1850 рублей), для ИП – от 10 до 200 (от 370 до 7400 рублей), а для юридического лица до 500 базовых (до 18 500 рублей), а также изъятие до 100% преступных доходов. Но это далеко не самый страшный итог безответственного отношения к законным требованиям. В феврале этого года под Смолевичами произошла одна из самых страшных аварий в истории нашей страны, которая унесла жизни 13 человек. По версии следствия, в переполненной маршрутке находились 19 пассажиров при наличии 15 сидячих мест. Ремней безопасности на сиденьях не было. Так что по итогу дороже: заработок или человеческая жизнь? Задумайтесь перед тем как сесть за руль.

Источник Правда Гомель. 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: