Мозырские школьники пользуются возможностью потрудиться во время каникул и получить за это заработную плату

205

Временное трудоустройство молодежи – одна из актуальных программ содействия занятости населения. Об этом рассказала заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома Наталья Ермаковец.

Такой формат полезного досуга организуется в каникулярный период для учащейся молодежи в возрасте 14 лет и старше. Так подростки приобщаются к общественно-полезному труду и получают необходимые навыки, готовясь к самостоятельному выходу на рынок труда. К тому же это хорошая возможность улучшить свое материальное благосостояние, заработав первую денежку.

«С каждым годом количество молодых людей, занятых в свободное от учебы время, увеличивается, – говорит Наталья Адамовна. – Это направление активно поддерживается государством. На 2024 год из средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на эти цели выделено 130 тысяч рублей. Цифра в сравнении с затратами в 2022 году выросла в 2,5 раза. Тема актуальна круглый год: еще до начала летнего периода управлением совместно с учреждениями образования уже была организована вторичная занятость 105 учащихся. Всего за 2024 год в рамках вторичной занятости планируется трудоустроить более 800 желающих, в том числе в летний период – 645 человек на базе 23 учреждений общего среднего профессионально-технического и среднего специального образования. Приоритетным правом пользуются сироты, молодежь из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, а также молодежь, состоящая на различных видах учета».

Специалист отметил, что с молодыми гражданами, направленными на работу, заключаются срочные трудовые договоры. Сведения о трудовой деятельности свыше 5 дней заносятся в трудовые книжки. Оплата труда производится по действующим у нанимателя формам оплаты пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.

– Наталья Адамовна, какие работы могут выполнять учащиеся?

– В соответствии с требованиями законодательства о труде Республики Беларусь определяются виды работ, на которые допускается временная трудовая занятость молодежи, не достигшей восемнадцати лет. Перечень разнообразен. Так, например, ребята изготавливают информационные стенды, ремонтируют ученическую мебель, изготавливают макеты, кашпо для цветов, шьют чехлы на стулья, постельное белье, сценические костюмы, спецодежду для дежурства в столовой, изготавливают сувениры, ремонтируют библиотечный фонд и многое другое.

– Куда обращаться желающим с пользой провести каникулы?

– По вопросу трудоустройства в свободное от учебы время подросток может обратиться к руководству своего учреждения образования или к социальному педагогу. Также можно обратиться в отдел содействия занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите по адресу: г. Мозырь, ул. Советская, 114, каб. № 5, тел. 25-19-48.

Обращаю внимание, что на портале государственной службы занятости gsz.gov.by можно ознакомиться со всеми вакансиями, которые работодатели подают в органы труда и социальной защиты, в том числе с вакансиями для временного трудоустройства в разделе «Временная занятость». На этом портале есть специальный сервис Минтруда и соцзащиты «Шаг в профессию», который позволяет желающим протестировать себя как в авторизованном, так и в анонимном режиме, определить сферу интересов и предполагаемый топ профессий по ней. При этом представляется возможность увидеть не только карьерную траекторию по конкретному направлению, но и в каком учреждении образования можно получить заинтересовавшую профессию.

К слову, в настоящее время управление по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома проводит комплектацию групп на профессиональное обучение, обучающие курсы безработных граждан и выпускников по ряду востребованных профессий.

Полезный опыт и новые друзья

Заглянули в школы и поинтересовались, как у ребят организованы их летние трудовые будни.

«Период каникул – это не только веселый и беззаботный период в жизни учащихся, но и прекрасное время для реализации многих возможностей, например, заработка, – говорит заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 10 Татьяна Березкина. – Каждое лето в нашей школе функционирует лагерь труда и отдыха, в котором учащиеся, достигшие 14-летнего возраста, в рамках вторичной занятости временно трудоустраиваются. Вот и получается, что ребята совмещают приятное с полезным: отдых и труд. А по итогу получают денежное вознаграждение – заработную плату. У многих она первая, долгожданная. Не менее важно и то, что за непродолжительный промежуток времени, как правило, от 5 до 15 дней, ребята приобретают определенный первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики (профессии «Столяр», «Швея», «Переплетчик»). Более того, в процессе выполнения тех или иных видов работ ребята закрепляют знания, совершенствуют навыки и умения, другими словами, на практике осваивают то, чему научились на учебных занятиях. У подростков воспитывается добросовестное отношение к работе, ответственность, инициативность. Заработная плата дает возможность почувствовать себя взрослым, самостоятельным. Да и чем плохо быть занятым чем-то полезным, получить первую профессию со школьной скамьи?»

Татьяна Михайловна обратила внимание, что быть временно трудоустроенным можно не только в период каникул. И не обязательно, чтобы в учреждении образования был открыт лагерь труда и отдыха. Ребята, достигшие 14-летнего возраста и желающие подработать, могут трудиться после учебных занятий, а также в любое время года. Всё зависит от проекта, запланированных сроков и вида работ.

«На протяжении 5 лет в нашей школе реализовано 8 проектов, – продолжает тему заместитель директора СШ № 10. – Все они интересные, не похожие друг на друга. Ребята попробовали свои силы в различных профессиях. Так, столяры изготовили информационные стенды, экраны для батарей, декоративные вешалки, макет смотровой вышки и скамейки для школьного музея Великой Отечественной войны, декоративные деревянные напольные ящики (кашпо); отремонтировали и отреставрировали школьную мебель: банкетки, ученические столы и стулья. Швеи пошили для кабинетов трудового обучения яркую спецодежду: передники, косынки, нарукавники. Переплетчики отреставрировали библиотечный фонд. В июне этого года временно трудоустроены 15 учащихся 8-х и 10-х классов. Задача желающих с пользой провести время – за 10 дней не только изготовить новые информационные стенды, но и отреставрировать, отремонтировать старые; изготовить складные деревянные мольберты, пошить гирлянды из лоскутков ткани для декора (флажки), а также опять пошить яркие передники. Я не сомневаюсь, что вместе, дружно, сообща, при поддержке педагогов ребята справятся с поставленной задачей, и результат собственного труда обязательно их порадует. А приятным итогом проведенного с пользой времени станет заработная плата на собственной банковской карте. По-моему, отличный стимул эффективного труда».

В средней школе № 1 также организована временная трудовая занятость молодежи. Парни и девушки с удовольствием приходят в знакомые стены по утрам, только не как ученики, а в качестве полноправных работников.

Ульяна Кананчук получает практический опыт по шитью уже больше двух недель. Вместе с другими девочками она шьет комплекты спецодежды, полотенца и очень старается выполнять задания качественно.

«Для меня это первый опыт работы, – рассказывает Ульяна. – И первое столь тесное знакомство с ниткой, иголкой и швейной машинкой. Поначалу было тяжело, непривычно, волнительно. Но приловчилась, теперь получается всё делать быстро. Уверена, эти навыки пригодятся мне в будущем в быту, ведь шить должна уметь каждая девушка. Планирую на заработанные деньги провести время с семьей, получить положительные эмоции. И закрыть какие-то свои маленькие «хотелки». За собственные средства делать это вдвойне приятно».

Тимофей Лаворенко отработал в школьном трудовом лагере уже три недели. В таком формате полезной занятости задействован впервые, но остался очень доволен и собой, и результатом.

«Я ознакомился с особенностями столярного мастерства, научился быстро управляться с болтами и гайками, – поделился парень. – У меня появились новые друзья. С удовольствием поработаю на каникулах еще, если будет возможность».

Такой совместный досуг быстро сближает подростков – они становятся одной командой. На это обращает внимание учитель физической культуры и здоровья Николай Лавров. Уже не один год он курирует работу мужской половины трудового лагеря, помогает юношам приобщаться к полезному физическому труду.

«Когда старшеклассники находятся в чисто мужской среде, делают одно общее полезное дело, они меняются в лучшую сторону на глазах: растет самооценка, развивается физическая сила и выносливость, укрепляется моральный дух, налаживается общение с ровесниками, – со знанием дела говорит Николай Анатольевич. – Подростки сегодня умеют всё, просто нужно дать им возможность раскрыться и доходчиво рассказать, показать, объяснить, что делать и как. Мы, преподаватели, наглядно прививаем навыки в столярном деле, учим правильно сверлить, закручивать болты. Некоторые ребята впервые берут в руки инструмент именно в лагере и выполняют мужскую работу. Процесс им очень нравится. А значит, дома растут помощники. К тому же, ремонтируя парты и стулья своими руками, ребята будут бережнее относиться к школьному имуществу. Еще одна большая победа: дети отвлекаются от гаджетов, когда трудятся физически. Временная занятость – это действительно продуктивный досуг: утром подростки работают, а после обеда посещают кинотеатры, экскурсии, выставки, что укрепляет коллективную дружбу».

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА
и Сергея ШАПОВАЛОВА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: