Заведующий Мозырским онкологическим диспансером отвечает на вопросы, касающиеся актуальной проблемы – рака легкого

103

Ежегодно по инициативе Международного союза по борьбе с раком в третий четверг ноября проводится День некурения. В стране проходит приуроченная к этому дню масштабная республиканская антитабачная информационно-образовательная акция, инициированная Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Печальная статистика говорит о серьезности проблемы: в Европе каждый пятый случай смерти от злокачественных новообразований связан с раком легкого (в Беларуси – 27,2 %, то есть каждый четвертый). В нашей стране ежегодно выявляют более 4200 человек, заболевших раком легкого и, к сожалению, почти в 64 % случаев болезнь находится на III–IV стадиях.

Это факт!
За 2024 год в Мозыре и Мозырском районе выявлено 53 новых случая рака легкого, умерло за этот же период 40 пациентов.

Озвучивая цифры, заведующий онкодиспансером подтверждает бытующее мнение: раком легкого болеют чаще мужчины, чем женщины, и курение табака – наиболее распространенная причина развития заболевания. Однако она не единственная – имеются и другие факторы риска. Один из них – радиация: люди, получающие лучевую терапию, имеют умеренно повышенный риск развития рака легкого. Есть риски, связанные с профессиональной деятельностью, когда присутствует воздействие на дыхательные пути. Имеются данные, свидетельствующие о том, что показатели заболеваемости раком легкого выше в городах из-за более сильного загрязнения воздуха, в отличие от сельской местности. Негативно сказывается и загрязнение воздуха внутри помещений. Повышенному риску подвергаются люди с туберкулезом или хронической обструктивной болезнью легких.

– Рак легкого бывает только у пожилых людей (старше 40 лет) и у злостных курильщиков?

– Средний возраст обнаружения заболевания варьируется около 65–67 лет. Периодически отмечаются случаи заболеваний в более молодом возрасте. В прошлом году самому молодому моему пациенту с подтвержденным диагнозом было 40 лет.

Не обязательно страдают недугом злостные курильщики в традиционном понимании. Производители электронных сигарет, вейпов и систем нагревания табака позиционируют их как менее вредные, чем сигареты, ссылаются на их «безопасность» в плане развития онкологических заболеваний. То, что электронные сигареты не содержат смол, еще не означает, что они не станут причиной онкогенеза. Дело в том, что аэрозоли содержат ацетальдегид и формальдегид, причем в концентрациях больших, чем в обычных сигаретах. Ситуацию усугубляют металлы, ароматизаторы с доказанным канцерогенным эффектом. Вещества, содержащиеся в аэрозолях электронных сигарет и систем нагревания табака (например, в айкосах), приводят к митохондриальной дисфункции клеток. Это способствует нарастанию окислительного стресса и приводит к стойкому воспалению, деформации дыхательных путей, а после к необратимой обструкции и инфекциям. И, наконец, никотин. Принято считать, что он не является канцерогеном. Это не так. Табак при производстве сигарет обрабатывается нитритами, в результате чего между никотином и нитритом происходит химическая реакция, называемая нитрозированием, превращающая никотин в нитрозамины. Эта трансформация может происходить и при сжигании табака. Многие из этих нитрозаминов – мощные канцерогены как для людей, так и для животных. Таким образом, никотин находится всего в шаге от того, чтобы стать мощным канцерогеном для людей и животных.

О доказанных случаях появления рака у любителей электронных сигарет я пока не слышал, но всему нужно время. Средний страж курения у пациентов с раком легкого – более 40 лет. Думаю, в скором будущем нас ожидают неведомые ранее формы злокачественных новообразований.

Отдельная тема – опасность пассивного курения: у членов семьи курильщика рак легкого возникает в 1,5–2 раза чаще, чем в некурящих семьях. Постоянный контакт с курильщиком даже на работе повышает риск развития онкозаболевания.

– Как распознать заболевание? Как диагностировать рак на ранних стадиях?

– К сожалению, рак легкого, как и многие другие онкологические заболевания, не имеет специфических симптомов. Описанные в старых учебниках кровохарканье, одышка, кашель, боль в грудной клетке не всегда являются патогномоничными симптомами и зачастую указывают на рак легкого как минимум III стадии. Нередко заболевание обнаруживается случайно – при проведении очередного рентгенографического исследования. Опухоль способна маскироваться за имеющимся специфическим процессом, например, пневмонией. В этом случае заболевание на ранней стадии может быть пропущено. Наибольшие трудности для диагностики представляет пневмониеподобная форма периферического рака легкого. Приходится сталкиваться и с другой проблемой: нежеланием пациента повторно «облучаться». Не раз слышал фразу: «Я от этих ваших рентгенов светиться скоро буду». А ведь контрольный снимок необходим и через месяц, и через три. Достоверно установить злокачественный характер заболевания помогает компьютерная томография. Имеются определенные рентгенографические признаки, обнаружив которые, мы понимаем, что это опухоль и на какой она стадии. Для дополнительного обследования выполняются УЗИ брюшной полости, периферических лимфатических узлов, фибробронхоскопия, в некоторых случаях – КТА брюшной полости, головного мозга. После обнаружения опухоли устанавливаем ее гистологический тип, поскольку от строения новообразования зависят тактика и схема лечения. Выделяют два основных типа заболевания: мелкоклеточный рак легкого и немелкоклеточный рак легкого. Помимо строения, имеет значение и расположение опухоли. Их выделяют два: центральное и периферическое. Центральный рак обычно гораздо раньше дает о себе знать, поскольку с ростом опухоли усиливается обструкции бронха, появляются приступы удушья, одышка, постоянный кашель. Периферический рак легкого долгое время может никак себя не проявлять и обнаруживается уже при достаточно крупных размерах. В таких случаях, с целью верификации диагноза, выполняем пациентам диагностическую торакотомию или видеоторакоскопию. Опухоль легкого достаточно агрессивная, часто дает отдаленные метастазы в головной мозг, печень, лимфатические узлы и другие органы, поэтому важно обнаружить заболевание на раннем этапе.

– Рак легкого лечится? Или это неизбежно летальный исход?

– Как и любое онкологическое заболевание, на ранних стадиях рак легкого достаточно хорошо поддается лечению. Существует достаточное количество способов радикального лечения. Обычно это оперативное вмешательство, при котором удаляется часть либо половина легкого; все зависит от размера опухоли, связи его с окружающими тканями и индивидуальных особенностей организма. Операция достаточно сложная, имеется риск осложнений, связанных с сопутствующими заболеваниями (наличие сердечной патологии, сахарного диабета). Сказывается на здоровье легочной ткани длительный стаж курения.

Важно понимать, что после операции пациент должен полностью менять образ жизни: отказаться от вредных привычек, наблюдаться у врача, быть чутким к организму. Я не раз наблюдал картину: как только пациента переводят после операции в общую палату, первым делом он идет на улицу и пытается закурить. Врачу торакальному онкологу-хирургу и анестезиологу-реаниматологу приходится 10 раз подумать, пересмотреть заключение КТ, показатели дыхательной системы человека, сопутствующую патологию, чтобы понимать, сможет ли пациент перенести вмешательство и сохранить качество жизни. А перенесший тяжелое лечение человек даже не старается отказаться от того, что привело его на операционный стол…

Если обратиться к статистике: при лечении рака I стадии 5-летняя выживаемость пациентов достигает 80 % – для онкологии это достаточно высокий процент. На II стадии могут определяться одна или несколько измененных близлежащих лимфатических узлов, что снижает процент выживаемости. Но при своевременном лечении удается достичь хороших результатов: 5-летняя выживаемость в среднем составляет 60 %. Увы, на поздних стадиях, начиная с III, предложить оперативное лечение становится проблематично даже для полностью компенсированного пациента. В этих случаях проводим лучевую и химиотерапию. Лечение более длительное, но при правильно подобранных препаратах удается достичь хороших результатов.

– Ежегодная флюорография позволяет выявить рак легкого на ранней стадии?

– Флюорография не используется для этих целей. Она была задумана как способ диагностики другого, не менее опасного заболевания – туберкулеза. Иногда помогает заподозрить онкопатологию. Для ранней диагностики, при наличии подозрения на заболевание, лучше использовать рентгенографию органов грудной клетки. Окончательно поставить диагноз позволяют компьютерная томография и морфологические способы подтверждения диагноза.

Как врач-онколог, призываю всех отказываться от курения. Понимаю, это вредная привычка, от которой трудно избавиться, но все возможно! Ваше здоровье в ваших руках. Если не следить за ним, ни один врач в мире не исправит последствий. Важно, на мой взгляд, прививать физическую культуру в семьях, показывать пример правильного отдыха детям, тогда вместо сигареты ребенок возьмет мяч и пойдет играть с папой и друзьями в футбол.

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: