Сергей Телепень: «Победа всегда с нами»

58

Среди прочих дней года День Победы занимает особое место. Конечно, официальные мероприятия, сопровождающие государственный праздник, играют важную роль в нашем восприятии 9 Мая, но суть происходящего глубже.

Писатель Александр Проханов говорит о сложившейся у нашего народа религии Победы. Поясним: religio на латыни означает «почитание» либо «почитаемое». Действительно, особое уважение к этому Дню сопоставимо с тем чувством, которое вызывает Пасха или любой другой престольный праздник. Но в религии как таковой важное значение имеет понимание почитания и своего в нем участия не просто как дани памяти или даже воспоминания о чем-то более или менее далеком. Здесь совершенно необходимым является восприятие происходящего как имеющего место «здесь и сейчас». Именно с этим связан каждый год повторяемый цикл литургических, нет, не просто действий, но эмоциональных состояний. Среди них и скорбь в дни Страстной недели, и радость, каждый раз звучащая вестью фраза «Христос воскресе!». Ведь и с Днем Победы каждый год происходит то же самое. Или что-то очень похожее. Посмотрите: всевозможные проекты, включая телевизионные, общий смысл которых – «этот день в истории Великой Отечественной войны», стали как бы неотъемлемой частью нашего ежегодного ожидания очередного 9 Мая. Своего рода литургический год. И с этим же «здесь и сейчас» связано такое явление, как «Бессмертный Полк». Подобное движение имеет тот смысл, что превращает ушедших старших членов семьи во вновь живых и, более того, близких своим правнукам и праправнукам, не заставших своих фамильных героев на этом свете.

Мы вполне сознаем, что всякое действие, даже самое благое и гуманное, рождает противодействие. Обратим внимание, сколько негатива уже традиционно исходит от наших недругов по отношению ко Дню Победы. Он также ненавистен любителям «либеральных ценностей», как православие сатанистам. Чтобы затуманить сознание несведущих, они что-то говорят насчет «милитаризма», «пропаганды войны», якобы заложенных в этом празднике. Впрочем, православие их предки тоже называли «схизмой», то есть ересью. Да и Гитлер рассуждал о «необходимости борьбы с большевизмом» ради защиты Европы от «восточных варваров». Где он сейчас? В небытии, там же, где и Речь Посполитая, государство, в котором всемерно притеснялись православные белорусы.

В любой национальной культуре есть свои архетипические образы. Существование того или иного явления в современной действительности имеет шанс сохраниться и в будущем лишь в том случае, если налагается на матрицу архетипа. Его не так уж сложно распознать, когда сохраняется фольклорная традиция. В наших народных сказках, как ни у кого больше, важное место занимает образ солдата, вчерашнего крестьянина, плоть от плоти этой земли. Он и по-житейски умен, и смекалист, и всегда за правду, всегда защитник слабых от сильных, несправедливых. В художественном осмыслении этого образа, ставшего кинематографическим благодаря «Марье искуснице», «Белому солнцу пустыни» и особенно картине «В бой идут одни старики», есть место не только юмору и героике. Здесь и намек на особый род мудрости, который еще более ощущается в произведениях литературы, раскрывающих архетип солдата-защитника. Пример – «Василий Теркин» Александра Твардовского. Со всем этим соотносится память любой из наших семей. Как непреходящи литературно-художественные образы такого рода, так вневременна и Великая Победа, с которой мы друг друга поздравляем с тем же чувством, что и восемьдесят лет назад.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: