О том, как всей семье подготовиться к новому этапу жизни, связанному с оформлением ребенка в учреждение дошкольного образования, – компетентно.
НА УЧЕТ СРАЗУ, КАК РОДИЛСЯ
Лето – тот период, когда стены детских садов окончательно покидают выпускники и приходят новые ребята.
Волнуются все: педагоги, родители, малыши. Но лишний стресс, уверены специалисты сферы образования, на пользу не пойдет никому. Поэтому они советуют родителям озадачиться вопросом оформления малыша в детский сад уже в первые месяцы после его рождения.
Что нужно делать? Своевременно отнести необходимые документы в службу «одно окно» в Мозырском райисполкоме и написать соответствующее заявление на постановку ребенка на электронный учет нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования. Этот шаг прописан в официальных документах и является стартовой точкой в момент, когда подросший малыш готовится пойти в детский сад.
«По закону дошкольников принимают в сады в порядке очередности, согласно дате постановки на учет в службе «одно окно» и потребности родителей в оформлении ребенка в учреждение дошкольного образования, в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования», с учетом количества свободных мест в учреждении дошкольного образования и количества набираемых групп, – рассказывает заместитель заведующего по основной деятельности детского сада № 42 Татьяна Гуд. – Для постановки ребенка на учет родители должны иметь при себе паспорт и свидетельство о рождении сына или дочки. К слову, согласно действующему в Республике Беларусь законодательству, учреждения дошкольного образования не закреплены по территориальному признаку, то есть место для ребенка может быть предоставлено в любом детском саду при наличии свободных мест. Комплектуются группы также в соответствии с законодательством. Проводится комплектование ежегодно на начало учебного года (1 сентября). При наличии свободных мест ребенок может быть зачислен в детский сад в течение всего учебного года».
Для организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях создаются группы для детей разного возраста: от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до семи лет.
Справочно: В Мозырском районе 43 учреждения дошкольного образования. Группы от 1 до 2 лет есть в детском саду № 35 (12 воспитанников), в детском саду № 37 (2 группы, 24 воспитанника) и в Криничанском детском саду (10 воспитанников).
Первые младшие группы для детей с 2 до 3 лет есть фактически во всех городских учреждениях дошкольного образования, кроме детских садов №№ 27 и 40. В малокомплектных районных детских садах, как правило, формируются разновозрастные группы.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«Приход ребенка в детский сад – важный этап, требующий особого подхода со стороны педагогов и родителей, – обращает внимание Татьяна Александровна. – Один из ключевых аспектов успешной адаптации – правильное комплектование адаптационных групп и организация активной деятельности внутри них».
Как рассказала заместитель заведующего, адаптационные группы создаются с учетом возрастных особенностей детей, их психологического состояния и индивидуальных потребностей. В таких группах обычно находятся малыши, впервые попавшие в детский сад, а также дети с некоторым опытом пребывания в коллективе, которым требуется дополнительная поддержка. Оптимальное число – 8–10 малышей, что позволяет педагогам уделять каждому ребенку достаточно внимания и создавать теплую, доверительную атмосферу.
Татьяна Александровна советует родителям: если есть возможность, организовывать постепенное привыкание малыша к новому месту, начинать следует с коротких прогулок в сад с мамой или папой, затем постепенно увеличивать время пребывания в учреждении без родителей. Такой подход помогает снизить уровень тревоги и сформировать доверие к педагогам.
«В адаптационной группе работают опытные воспитатели, умеющие находить контакт с новенькими, а также педагоги-психологи или учителя-дефектологи, руководители физического воспитания и музыкальные руководители, – поясняет Татьяна Гуд. – Опытных педагогов отличают терпение, внимательность к деталям и умение создавать эмоционально комфортную обстановку в детском коллективе. При этом отмечу, что доверительные отношения внутри семьи играют важную роль на этапе взросления малыша. Родители очень помогают нам, когда рассказывают о характере и предпочтениях своего ребенка. Важно внимательно относиться к чувствам малыша: слушать его рассказы о переживаниях, не ругать за слезы или капризы, а помогать справляться с эмоциями. Постепенно малыш учится выражать свои чувства и преодолевать трудности».
Игра – основной способ познания мира для малышей, поэтому в адаптационных группах организуются разнообразные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные. Они помогают детям чувствовать себя увереннее и быстрее привыкать к новым условиям. Рисование, лепка, аппликации позволяют выразить эмоции и развивают мелкую моторику.
Вначале акцент делается на спокойных занятиях и играх, затем постепенно вводятся более активные формы деятельности по мере привыкания ребенка к новым условиям.
Рассказывая об этом, Татьяна Александровна советует родителям поощрять малыша, когда он пробует самостоятельно выполнять простые задачи: умываться, одеваться, брать игрушки или предметы по необходимости. Это укрепляет его уверенность в себе и снижает тревогу при разлуке.
«Успешная адаптация детей к детскому саду – результат совместных усилий родителей и педагогов, – подчеркивает заместитель заведующего по основной деятельности детского сада № 42. – Создание доверительной атмосферы, постепенность в привыкании и внимание к эмоциональному состоянию малыша помогают сделать этот важный этап максимально комфортным для ребенка. В итоге он не только легко входит в новый коллектив, но и получает возможность развиваться социально-эмоционально, приобретая новые навыки и знания для будущего роста и развития».
Наталья ДУБОВЕЦ
Фото из архива