Иран рискует стать новой горячей точкой, где опьяненный успехом в Венесуэле президент США Дональд Трамп готовится вновь применить силу. Вспоминается Югославия 1999 года, когда НАТО, созданная, проще говоря, для самозащиты, вмешалась во внутренний конфликт страны с позиции одной из сторон. Родившаяся зловещая шутка «У вас все еще нет демократии?! Тогда мы летим к вам!» сегодня кажется чем-то невинным из довольно не простых, но более-менее предсказуемых времен.
Российский эксперт Андрей Кортунов приводит красноречивое сравнение: «Вседозволенность и безнаказанность пьянит и порождает ложное ощущение всемогущества. В период расцвета абсолютизма европейские монархи ссылались на «божественное право королей», позволявшее им не подчиняться какой-либо земной власти в силу того, что они правят только по воле Бога и отвечают в своих действиях лишь перед ним. Дональд Трамп пошел еще дальше, объявив, что его свобода рук в международных делах ограничена даже не какой-то божественной волей, а лишь «собственной моралью» американского президента».
В настоящий момент мы можем только гадать, последует ли атака США: ситуация пока все больше напоминает известное «чеховское ружье», которое все-таки должно выстрелить.
«Смысла в этом ударе нет, он вызовет ответный удар по Израилю – другой цели для иранцев в этом регионе просто нет, – анализирует ситуацию российский политолог Максим Шевченко. – Доминирование американо-израильской воздушной группировки огромно – это свыше 400 самолетов F-35A плюс британские «Тайфуны», переброшенные в Катар. Также 300–400 крылатых ракет на подводных лодках. Это очень серьезная сила, вряд ли Иран сможет защититься от такого удара. Но эта атака, нанеся Ирану серьезные разрушения, не уничтожит это государство. Этот натиск мог бы разрушить Иран при условии, что в нем вспыхнет восстание. Я теперь полностью уверен, что обвал национальной валюты – риала, – который случился накануне нового года, что вызвало массовые беспорядки, был спровоцирован изнутри Ирана, скорее всего, Корпусом стражей исламской революции. И это сорвало планы по синхронизации ударов американской группировки с восстанием внутри Ирана. Мы видели, как действовали бунтовщики – словно по сценарию, убивая простых прохожих, провоцируя беспорядки.
Из запасников Вашингтона вытащили Резу Пехлеви, сына последнего шаха Ирана, свергнутого в 1979 году. Он срочно объявляет, что какой-то город не подчиняется центральным властям, его тут же признают западные правительства, а дальше начинается ливийский вариант. Технология следующая: воздух за Израилем и американцами, на земле вспыхивают хаотический террор и погромы в городах, которые организовывает оппозиция, прилетает Пехлеви, Запад говорит, что это законный представитель – тот, кто разрешает женщинам носить короткие юбки, курить и гулять направо и налево.
Поэтому я не вижу особого смысла в военном ударе США, потому что силы мятежников уже сильно прорежены, и негативных последствий для Трампа будет куда больше, чем позитивных».
Будем надеяться, что «нынешним демонстрациям откровенного международного хулиганства, так или иначе будет положен предел».
Давоский шок. Что в итоге? Сергей Шаповалов – о заявлениях США на экономическом форуме





