Деревообрабатывающая отрасль все больше приобретает стратегическое значение. Логика проста: самый выгодный экспорт тот, что обусловлен переработкой собственного сырья. Древесины в Беларуси хватает, Гомельская область так и вовсе – самый лесной регион страны. Глубокая переработка и максимальная выгода – на это делают ставку все предприятия «Беллесбумпрома», многие из которых, модернизируясь, диверсифицировали производство и теперь торгуют продукцией с высокой добавленной стоимостью. Один из примеров – ОАО «Мозырский ДОК».
С каким настроением и производственными показателями мозырские деревообработчики встречают профессиональный праздник (День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности традиционно отмечают в третье воскресенье сентября) журналист газеты «Жыццё Палесся» узнала из первых уст.
Этот год для ОАО «Мозырский ДОК», как и для всего белорусского промышленного сектора, выдался непростым ввиду пандемии коронавируса. Ее негативное влияние на ритмичность экспортных отгрузок ощутили уже в конце марта. Из-за введенных карантинных мер большинство зарубежных покупателей заявили о приостановке закупок. Так, в начале года ощутимо, на 30-35 %, снизился объем продаж древесно-волокнистой плиты в Германию и Италию. Порядка на 12 % просел экспорт пиломатериалов в Азербайджан.
Как и прогнозировали, ситуация начала выправляться в последних числах мая и вышла на устойчивую положительную динамику в июне. Можно настроиться на оптимизм: тенденция роста активности на внешних рынках будет заметна в последующие месяцы, а с учетом имеющегося портфеля экспортных заказов на ближайшие месяцы объем валютной выручки должен прирастать. Это позволит постепенно восстановить темпы экспортной деятельности и выйти на устойчивый ритм работы.
Директор предприятия Андрей Николаевич Лукьяненко осторожен с оценками ситуации, как, впрочем, и с далекими прогнозами, несмотря на то, что информационный повод для благополучных перспектив есть.
Поздравляю работников и ветеранов предприятия с профессиональным праздником!
Мозырский деревообрабатывающий комбинат, являясь преемником «Мозырьдрева», имеет богатую историю. По архивным данным, завод (его первое название – «Кипротех») был образован в 1915 году, то есть с момента основания той базы, что стояла у истоков развития нашего предприятия, прошло более 100 лет. Это значит, что тысячи мозырян имеют отношение к деревоперерабатывающей промышленности.
Уважаемые коллеги! Желаю вам и вашим близким, прежде всего, крепкого здоровья, а также бодрости духа и оптимизма, любви и благополучия – в каждый дом. Пусть они будут надежным залогом успеха в нашей работе. Желаю, чтобы трудовые будни радовали и мотивировали на еще большие результаты.
А. Н. Лукьяненко, директор ОАО «Мозырский ДОК».
________________________________________
«Наперекор всем трудностям сегодня ситуация на комбинате значительно улучшилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: в 2019-м в рейтинге предприятий холдинга «BORWOOD» мы занимали девятое место из одиннадцати, сегодня – пятое. Перед собой и всем коллективам ставлю задачу – удержаться, закрепиться в этой позиции, – комментирует руководитель. – Нам удалось нарастить экспорт пиломатериалов на 20 %. В этом году мы организовали работу цеха лесопиления в три смены, увеличили мощности по сушильному оборудованию, установили 4 сушильные камеры: запуск данного оборудования позволит предприятию увеличить производство сухих пиломатериалов в 2 раза. Планируем выйти на объем – 3 тысячи кубов в месяц. Сухим пиломатериалом торговать выгоднее, чем сырым: он значительно выше в цене. В связи с ростом курса евро и выручкой, получаемой в валюте за экспортную продукцию (за границей реализовываются 96 % пиломатериалов), поток денежной массы на предприятие должен увеличиться – на это делаем ставки».
Планируется существенно увеличить объем производства и в цехе брикетирования: с 310 т в месяц (в прошлом году) до 620 т в месяц (в 2021-м). Экологичное топливо особенно пользуется спросом в Прибалтике и Польше.
Есть новости и в цехе по производству изоляционной древесно-волокнистой плиты: если в прошлом году было изготовлено 27 тыс. м3 и реализовано 30 тыс. м3, то уже на сегодня произвели 28 тыс. м3 и продали 29 тыс. м3, к концу года объем производства планируют увеличить до 40 тыс. м3. Продукт новый для белорусского рынка и при этом экспортно ориентированный: 99 % плиты, сделанной в Мозыре, идет на экспорт. Стоит уточнить: инновационной она является для Беларуси, европейцев же ею не удивить. Первый завод по производству этого материала открылся 50 лет назад в Германии: так что в этом плане мы догоняем своих конкурентов. Необходимые сертификаты: сертификат соответствия РБ, СЕ-маркировка (подтверждающая, что продукция соответствует всем директивам Европейского Союза), сертификат ISO 9001 (внедрена и функционирует система качества), сертификат ISO 14001 (наличие сертификата свидетельствует об ответственности предприятия и стремлении внести свой вклад в сохранение окружающей среды), сертификат FSC (подтверждает, что предприятие не только соблюдает требования законодательства применительно к лесам, но и выполняет ряд важнейших требований, связанных с устойчивым управлением лесами), сертификат EPD (указывает на экологичность производства и продукции, его получение было перенесено в связи с пандемией) – способствуют продвижению плиты на внешних рынках. Но нужно понимать, что каждая страна заинтересована в успехе своего производителя и защищает его интересы…
«В Европе уже давно отошли от такого утеплителя, как минеральная вата, пенопласт. Там переходят именно на экологически чистый продукт. Уверен, что белорусы вслед за европейцами вскоре тоже начнут следовать идеям экологичного строительства и будут отдавать предпочтение только натуральным материалам. Пока же на внутреннем рынке реализовывается лишь 1 % ИДП от общего производства. Сегодня у нас есть технологические решения о применении нашей продукции в строительстве, реконструкции, модернизации зданий и сооружений в Беларуси. Этот документ делает возможным применение плит под торговой маркой «БЕЛТЕРМО» при строительстве многоэтажных зданий, за счет собственных средств и за счет госбюджета, – рассказывает Андрей Николаевич. – Несколько слов о наших плитах «БЕЛТЕРМО»: это – ветрозащита, утеплитель, звукоизоляция, аккумулятор тепла и чистая экология. Изготавливаются из волокон древесины хвойных пород без добавления химически активных материалов. Экологически безопасны в эксплуатации, в том числе и для людей, страдающих аллергией. Не наносят вред нашему здоровью, в отличие от плит, изготовленных с применением формальдегидных смол». Еще один весомый аргумент, чтобы присмотреться: изоляционная древесно-волокнистая плита «БЕЛТЕРМО» – «Лучший строительный продукт года-2019», высоко ее оценили и на международном конкурсе энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования (диплом I степени), и это – только последние награды.
Переработка древесины – отрасль, в развитии которой всегда остаются перспективы. Это – тот сегмент экономики, который требует постоянных инвестиций, а также поиска возможностей сокращения издержек, внедрения эффективных энергосберегающих технологий.
«В поисках снижения себестоимости ИДВП перешли к иным поставщикам смол и парафиновой эмульсии. Занимаемся установкой шредера, его, к слову, изготавливаем своими силами: готовится паспорт на данное оборудование, после чего он будет введен в эксплуатацию. Дробленую кору, отходы производства будем использовать в собственных котельных, что в конечном счете снизит стоимость гигакалории, а в результате и уменьшит себестоимость продукции, – продолжает тему Андрей Лукьяненко. – В ближайших планах – изготовить пресс для упаковки древесного волокна. Оно сегодня остро востребовано на рынке Российской Федерации для межстенного утепления, заинтересованы в нем и производители матрацев. Будем работать и над упаковкой теплоизоляционной плиты, представим ее потребителю по аналогии с минеральной ватой, по 4-6 листов в зависимости от толщины. Идеи есть, работы много. Теперь слово – за коллективом.
Не активы и не оборудование наше главное богатство, а люди, человеческий капитал. Сегодня в нашем коллективе – более 700 человек с учетом Ельских филиалов. Кадры решают всё, если это кадры одной команды. Мне нравится, что, помимо решения производственных задач, мы вместе 2 раза в месяц выходим на наши субботники, участвуем в других общественно значимых и корпоративных мероприятиях, отдыхаем на турслетах, занимаемся спортом. Вместе мы можем многое!»
Ольга АРДАШЕВА.
Фото автора.