Родные хранят память о своем отце, дедушке, прадедушке — старшине Андрее Арсентьевиче Бирюкове.
В материалах, посвященных освобождению Мозыря (газета от 13 января этого года), мы рассказали о мозырянах, участвовавших в освобождении города. В конце статьи выразили надежду: «Среди других имен освободителей Мозыря … Г. С. Авдейчук, А. И. Шевченко, Ф. Я. Рукосуев, А. А. Бирюков. Мы пока не нашли данных об этих героях – сотни геройских фронтовиков являются их однофамильцами. Поэтому будем рады, если мозыряне, родственники и знакомые помогут нам уточнить сведения об этих людях».
Случилось то, что называется – журналистская удача. В редакцию пришел Сергей Тозик, старший инженер сектора надзора и профилактики Мозырского ГРОЧС майор Внутренней службы, чтобы рассказать о своем дедушке, освобождавшем Мозырь.
«Бирюков Андрей Арсентьевич родился в 1913 г. в городе Томске Новосибирской области, – показывает документы Сергей Васильевич. – В 1927 г. окончил 6 классов неполной средней школы. Томским райвоенкоматом в августе 1935 г. признан годным к строевой службе и зачислен в 107 строевой полк курсантом – командиром отделения. Уволен в запас в октябре 1939 г., беспартийный. 27 августа 1941 г. призван по мобилизации Читинским райвоенкоматом в 588-й артиллерийский полк на станции Оловянная командиром отделения для обучения солдат для фронта. 31 октября 1941 г. полк прибыл под г. Москву. 7 ноября 1941 г. заняли оборону г. Подольска. 6 декабря пошли в наступление по направлению к г. Туле. Под Москвой (г. Мценск) получил ранение осколком в правую ногу. В этом полку прослужил до августа 1942 г. 12 августа 1942 г. Бирюкову А. А. было присвоено звание старшины, и он был направлен в 346-ю дивизию 1168 полк командиром расчета противотанкового орудия батареи 45 мм пушек, в котором он проходил службу по ноябрь 1942 г. В октябре 1942 г. прибыли под г. Сталинград.
Из письма в Министерство обороны СССР: «в городе Серафимович перешли реку и заняли оборону. 19 ноября 1942 г. в 8 часов пошли в наступление. 24 ноября 1942 г. в 10 часов на деревню Малая Денчинка на наш 3-й батальон, которому я был придан, немцы двинули 38 танков. Мы подпустили их поближе и открыли огонь. Наводчик моего расчета Черкасов поджег 3 танка, другие орудия подбили еще 9 танков, остальные танки вернулись обратно. В этот же день в 16 часов немцы повторили атаку 12 танками и 3 машинами пехоты. В этом бою наше орудие подожгло еще 2 танка, а остальные повернули обратно, за этот бой мы были представлены к наградам, которые получить не пришлось: 28 ноября 1942 г. в станице Чернышевская в танковом бою наводчик Черкасов был убит, а я 27 ноября под д. Чернышевской получил тяжелое проникающее пулевое ранение грудной клетки, и меня эвакуировали в город Кузнецк Пензенской области в госпиталь № 1312…».
В госпитале № 1312 Андрей Арсентьевич находился по май 1943 г. С мая 1943 г. по май 1944 г. проходил службу в звании старшины в 211-м артиллерийском полку командиром взвода связи.
Из письма в Министерство обороны СССР: «15 мая 1943 года по выздоровлении я был направлен на фронт на Курскую дугу под Белгород, в 47 армию генерала Ватутина 89 корпус 32 дивизию генерал-майора Королева. 23 сентября 1943 г. в г. Каневе перешли Днепр, 6 ноября 1943 г. освободили г. Киев и г. Копылов, 13 ноября освободили г. Житомир. 21 ноября наш 89 корпус был направлен в 62 армию для формирования в д. Борщевка Гомельской области».
Из воспоминаний: «6 января 1944 года наша 32 Киево-Житомирская дивизия заняла оборону [на рубеже] г. Мозыря, ст. Калинковичи, д. Большие Автюки. 13 января артиллерия вела огонь по немецким траншеям в д. Дрозды, а 14 января г. Мозырь и г. Калинковичи были освобождены. В д. Прудок вела бои 14 кавалерийская дивизия, которая окружила деревню и уничтожила всех немцев. 55 дивизия шла со стороны мебельной фабрики г. Мозыря. 32 Киево-Житомирская дивизия освобождала д. Капличи, д. Кротов. В марте 1944 г. наша дивизия заняла оборону в д. Озераны Туровского района Гомельской области».
Из письменных воспоминаний: «20 марта 1944 г. я и мои два солдата несли обед с огневой позиции на наблюдательный пункт. На пути заметили в лесу немецкую разведку около 20 человек, немец разрезал линию нашей связи. Мы залегли за дерево, и я бросил гранату, после чего мы открыли огонь. У меня был автомат, а у солдат карабины. Наш солдат был тяжело ранен, а немцы бежали. Услышав стрельбу, с передовой появились наши солдаты. За этот бой я был награжден медалью «За отвагу».
14 мая 1944 г. Бирюков А. А. был вновь тяжело ранен осколком в грудную клетку и с 14 мая 1944 г. по июль 1944 г. находился на излечении в эвакуационном госпитале № 3863 в г. Мозыре согласно справке о ранении. С июля 1944 г. по октябрь 1945 г. проходил службу в звании старшины в 200 отдельном зенитном артдивизионе. 15 марта 1945 г. 200 отдельный зенитный артдивизион был направлен в Германию в г. Алентейн, где и встретил Победу. Был демобилизован 19 октября 1945 г. и направлен в Московский госпиталь, где был удален осколок, затем был направлен в госпиталь в
г. Мозырь, где получил 2 группу инвалидности. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Сталинграда».
Из письма к Первому секретарю ЦК БССР Машерову П. М.: «Бирюков A. A. прожил жизнь после войны с пулей в грудной клетке и осколком около сонной артерии, после разрыва снаряда правый глаз полностью не видел».
В 1946 году зачислен на работу в областную санэпидемстанцию на должность завхоза, в которой проработал до 1980 г. В 1976 г. награжден медалью «Ветеран труда», неоднократно получал благодарности за безупречную работу (согласно Трудовой книжке)».
…Мы еще не знали таких героических и драматических подробностей о ратном пути старшины Андрея Бирюкова, но уже имели представление о нем благодаря короткому, но емкому комментарию к его фото на сайте «Одноклассники»: «Очень хороший был человек. Царствие ему небесное…»
…Человек не умирает, пока живет память о нем. Приятно осознавать, что мозыряне хранят память о своих героях, как это делают родные Андрея Арсентьевича Бирюкова. Огромное им за это спасибо и низкий поклон.
Дмитрий КУЛИК.
Фото из архива семьи
А. А. Бирюкова.