Это определяется сложностью предмета и пределов прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных выступает одной из важнейших задач законодательства, и ее выделение обусловлено тем, что без нормальной реализации прав, свобод и законных интересов невозможно достижение исправления осужденных – главной цели уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь.
Все это подчеркивает значимость прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, надзора за соблюдением прав осужденных.
Конституцией Республики Беларусь закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. В Республике Беларусь признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В основе надзора, осуществляемого прокурорами в Республике Беларусь в сфере исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, лежит Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь и Закон «О прокуратуре Республики Беларусь». Уголовно-исполнительный кодекс закрепляет, что прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Осужденные не могут в полной мере отстаивать свои права и законные интересы, что способствует появлению предпосылок к нарушению их прав и законных интересов в местах лишения свободы. Ст. 13 УИК Республики Беларусь закрепляет право каждого из осужденных обратиться в прокуратуру с предложениями, жалобами и заявлениями на несоблюдение установленных законодательством Республики Беларусь прав, порядка и условий содержания в исправительных учреждениях.
Например, в случае обнаружения прокурором лиц, незаконно содержащихся под стражей, он освобождает их своим постановлением. В этом проявляется одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. Осуществляя прокурорский надзор, прокурор также проверяет соблюдение законов о труде в исправительных учреждениях, в частности, проверяет занятость осужденных общественно-полезным трудом с учетом квалификации и состояния их здоровья.
Одно из основных средств прокурорского надзора в этом направлении – проверка соблюдения законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания. И проверки соблюдения законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, прокуроры проводят в соответствии с отраслевым приказом. Согласно указанному приказу Генерального прокурора, прокуроры обязаны не реже одного раза в полугодие организовывать и проводить комплексные проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, арестных домах, на гауптвахтах и в уголовно-
исполнительных инспекциях.
При установлении в процессе проведения проверки фактов нарушений сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказания, законодательства, причин и условий, способствующих совершению таких нарушений, прокурор применяет соответствующие меры прокурорского реагирования.
Повышение эффективности прокурорского надзора в этой сфере деятельности достигается посредством комплексного характера прокурорских проверок. В ходе проверок на постоянной основе налаживается взаимодействие уголовно-исполнительных учреждений, органов местного самоуправления и организаций, где работают осужденные. И несмотря на возникающие трудности при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях, он является результативным средством обеспечения законности и соблюдения прав осужденных в исправительных учреждениях.
Алексей ОРЛОВ,
помощник прокурора
Мозырского района.