Человеческий фактор

У моей знакомой – молодой учительницы – день расписан буквально по минутам. Но, несмотря на достаточно плотный график, женщина вместо того, чтобы делать покупки в магазине возле дома, ездит в торговую точку другого района. Ассортимент предложенных товаров там, в принципе, такой же, цены мало чем отличаются. Однако свое решение Елена оставляет неизменным. В чем причина таких чудачеств? Все очень просто: человеческий фактор. Елена выбирает продавца. «Ну не могу я покупать у вечно чем-то недовольных сотрудников магазина! Не нравится мне, что вид у них такой, будто я пришла к ним домой, потревожив и нарушив обычный ход вещей. Там, куда я хожу за покупками, мне всегда рады. Здороваются, благодарят, предлагают что-то новое купить. И все это с улыбкой. К сожалению, администрация многих магазинов не уделяет должного внимания тщательному подбору кадров», – объясняет свою позицию женщина.

Полностью соглашусь со своей собеседницей: умение общаться с людьми, причем абсолютно во всех сферах, дорогого стоит.

Покупала недавно в магазине джинсы своему ребенку. Примерили не менее 10 пар – то это не так, то другое. Между тем, протягивая нам в примерочную очередную модель, девушка, извиняясь, советует: «Жалко, что ничего так и не подошло. У нас скоро привоз будет. Приходите, обязательно что-нибудь подберем!» Обязательно придем! В отличие от того места, где нам сделали следующее замечание: «Если мерять не будете, тогда не трогайте!» Как говорится, у каждого продавца свои секреты хороших продаж…

Например, в сельских населенных пунктах Мозырщины отлично знают одного из работников ТУП «Припятский Альянс», который выполняет свою работу так, что давно уже стал не просто долгожданным «гостем» в любой деревне, но и другом для каждого сельчанина. Со счета уже сбилась, сколько человек звонило в редакцию для того, чтобы выразить благодарность «своему Мише». Так вот он секретами успешных продаж считает искренность, любовь (как бы пафосно это ни звучало!), заботу, проявленные по отношению ко всем, кто подошел к его фургончику с продуктами.

Знаю одну милую женщину – вот уже 10 лет она принимает коммунальные платежи в банке. Сколько раз замечала: очередь в ее окошко гораздо длиннее. Как-то объявили, что свободным является соседнее окно. Пару человек перешло туда, а вот все пенсионеры, которым спешить некуда, остались дожидаться своей очереди «к Галке».

В одной парикмахерской усердно трудятся сразу несколько талантливых мастеров. Но Людочка – самая улыбчивая. Посетители ведут к ней стричься своих детей – очаровательная приветливая улыбка молодой женщины запросто развеет любые детские страхи.

Думаю, что каждый из нас знает по меньшей мере несколько человек, работающих в сфере обслуживания, с которыми приятно иметь дело. Швеи, таксисты, банковские служащие, продавцы, парикмахеры…

Да и, понятное дело, роль человеческого фактора трудно переоценить абсолютно во всех сферах деятельности. Еще известный Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» отмечал, что «даже в такой технической области, как инженерное дело, около 15% финансового успеха, достигнутого специалистом, следует отнести на счет чисто технических знаний и около 85% – на счет его искусства в человеческой инженерии, на счет личных особенностей его характера».

Многие современные специалисты по теории управления убеждены в том, что учет человеческого фактора повышает производительность труда по меньшей мере на 25-30%. К сожалению, в белорусском менталитете руководители порой достаточно спокойно относятся к социально-психологической направленности в управлении. А ведь, если уж совсем начистоту, культуру управления определяет, прежде всего, учет руководителем индивидуальных особенностей своих будущих работников. В мировой психолого-управленческой литературе такое понятие, как человеческий фактор, – обычное явление, которое стоит на уровне со своими понятийными собратьями: стиль руководства и психологический климат. Иными словами, если по прошествии испытательного срока становится очевидным максимальное соответствие профессиональных способностей профессиональным требованиям, тогда такой работник может оставаться в команде. Наличие диплома престижного вуза – не единственный критерий, который указывает на то, что человек может работать в той или иной профессии.

А еще мы порой такое понятие, как обходительность, считаем чем-то постыдным. Я вот такой гордый! Не могу и не буду кого-то обхаживать – не для этого учился! Кому надо, тот пускай сам за мной бегает. Между тем истинная обходительность – это продолжение внутренней жизни духовно красивого человека. Только снаружи – в общении с другими людьми. Она, я убеждена в этом, становится следствием высокой духовности и человеколюбия. Все просто: человек ведет себя обходительно, потому что он внутри красив. В любом настроении, даже в печали и унынии.

Как-то случайно прочитала замечательный афоризм, принадлежащий перу известного писателя Адольфа фон Книгге: «Искусство обхождения с людьми заключается в том, чтобы уметь выдвигать себя, не оттесняя других, примеряться к взглядам, склонностям людей, не прибегая к фальши, легко, без натяжки, усваивать тон любого общества, не жертвуя особенностями своего характера и не унижаясь». Замечательно сказано, ведь правда?! Берем на вооружение? Кстати, тут уж совсем неважно, какую должность, какой статус, а также какую профессию имеет человек…

Юлия ПРАШКОВИЧ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *