С автомобилем на «ты». Разговор с мозырским мастером производственного обучения вождению Александром Леонидовичем Процко

«Мастер производственного обучения вождению механических транспортных средств – это скорее психолог, чем наставник, главная задача которого в первую очередь помочь преодолеть страх, а уже потом научить управлять автомобилем по правилам», – считает инструктор по вождению Мозырской РОС ДОСААФ Александр Леонидович ПРОЦКО.


Александр Леонидович вот уже девять лет учит мозырян находить общий язык с машинами и чувствует себя в автомобильном пространстве как рыба в воде. Педагог по образованию, он несколько лет работал по специальности в училище мастером производственного обучения. После трудился на стройке мастером общестроительных работ. А в 2010 году пришел на работу в автошколу ДОСААФ.

«Любовь к технике и автомобилям в частности привил мне отец с детства, – рассказывает Александр Процко. – Учитывая, что он сам работал инструктором по вождению, я с малых лет уже сидел за рулем. И в школьные годы мог самостоятельно прокатиться по проселочной дороге. Поэтому выбор моей будущей профессии был предрешен».

Однако не каждому покоряется данная профессия. Об этом нам рассказал председатель Мозырской РОС ДОСААФ Анатолий Васильевич Чубуков. По его словам не все водители приживаются здесь, так как данная профессия предполагает наличие определенных личностных качеств. Но что касается нашего героя, то у Александра Процко с этим проблем нет. Он стрессоустойчив, умеет работать с людьми, обладает выдержкой и терпением, а также молниеносной реакцией.

В сутки мастеру автошколы доводится встречаться с пятью учениками. И каждого надо понять, к каждому найти подход. «Самое сложное в моей работе – определить, что же за человек сидит со мной рядом, попытаться уловить его характер, склонности», – говорит Александр Леонидович. Мастер по вождению считает, что с каждым учеником необходимо наладить дружеский контакт, чтобы общение сроком на два-три месяца стало взаимно приятным и плодотворным.

В числе самых распространенных ошибок начинающих водителей учебных авто на дороге, по словам Александра Процко, – не-
умышленное игнорирование встречных машин и светофоров. Некоторые ученицы мастера по вождению первое время путают «где право, где лево». И даже самые спокойные и уравновешенные люди на занятиях, случается, теряют самоконтроль: вместо педали газа жмут на педаль тормоза, вместо указателей поворота включают «дворники».

Поэтому на своих уроках по вождению в числе приоритетных мастер поставил задачу поначалу успокоить курсанта и научить его перестать бояться автомобиля. «Как только человек перестанет бояться, он начнет думать, куда и как правильно ехать. У одних это приходит к середине первого занятия, у других – к середине нашей учебы», – заявляет мастер.

Чтобы стать хорошим водителем, считает Александр Процко, недостаточно выучить правила, научиться ездить на машине и получить водительское удостоверение. «Нужно стать хорошим человеком: думать не только о себе, но и о других участниках движения, научиться уважать и уступать. И, если у меня получилось научить этому хотя бы несколько своих учеников, я буду просто счастлив!».

Сергей БОРОВИК.
Фото автора.