Многое знаешь – многому научишь

На открытом уроке русской литературы, посвященном поэзии военных лет, побывала корреспондент газеты «Жыццё Палесся».


Получив задание написать о том, для чего проводятся открытые уроки в школах, а также посмотреть, как они проходят, я взялась за поиски. Мне повезло: в средней школе № 9 как раз на днях планировался открытый урок литературы – обзорный урок «Строки, опаленные войной», и я получила приглашение от директора Ольги Алексеевны Хомутовской стать зрителем этого действа. Именно зрителем: ведь ожидал меня, а также коллег-педагогов, не просто урок, а литературная гостиная.

Утром, в назначенный час, я стояла у дверей класса. Прозвенел звонок, ученики расселись по своим местам. Одиннадцатиклассники сосредоточенно просматривают листы с текстом – свои доклады. Учитель русского языка и литературы СШ № 9 Наталья Григорьевна Аршинова, улыбнувшись, начинает урок.
Тема его – «Строки, опаленные войной». Это обзорный урок по лирике времен Великой Отечественной войны. Это значит, что прозвучат имена таких поэтов, как Александр Твардовский, Константин Симонов, Юлия Друнина, Михаил Исаковский. Проверка домашнего задания, оценки, критика – всего этого не будет. Ученики уже подготовились к уроку: нашли подходящую информацию для своих докладов, выучили и отрепетировали стихотворения.

«Война – жесточе нету слова…» – урок начинается с чтения ученицей стихотворения поэта Твардовского.

Литературная гостиная – традиционная форма работы на уроках русской и белорусской литературы. Важно то, что она дает возможность и школьникам, и учителям показать свои творческие способности: стать на время актерами, ораторами. Волнительно и очень полезно.

– Когда проводим обзорный урок, обычно выбираем нестандартную форму работы. Или урок-литературная гостиная, или урок-лекция, урок-концерт. Когда на уроке проходим лирику, важно, чтобы стихи звучали. Стихи обязательно должны звучать! – комментирует после урока Наталья Григорьевна Аршинова. – И что важно, детям нравится читать стихи, а точнее, декламировать их. Конечно, это не происходит экспромтом: чтению «на сцене», то есть, у доски, предшествует скрупулезная работа: прочувствовать стихотворение, каждую его строку, чтобы понять душой, о чем оно, какими чувствами проникнуто. Пример такой работы демонстрирует учитель на уроке.

– Давайте подумаем и запишем, какие ассоциации у вас вызывает слово «война», – предлагает Наталья Григорьевна одиннадцатиклассникам.
Юноши и девушки предлагают свои версии: боль… смерть… страх… слезы… мать… потеря… Но и вместе с тем – другие слова. Жизнь. Память. Стремление. Мужество. Ожидание. Любовь. Простые и всем понятные слова говорят о военной лирике больше, чем целые тома литературоведческих учебников.

– Великая Отечественная война – особая страница в истории литературы. Кто-то из писателей, поэтов брался за оружие. Но и перо было приравнено к штыку, – говорит учитель. Из публицистической поэзии военных времен рождались песни, ставшие народными. Ярким примером тому служит песня «Священная война». Об истории создания этого музыкального произведения рассказывает ученица. Далее звучит и сама песня.

– Почему же «Священная война» стала легендарной? Давайте порассуждаем, – предлагает ученикам Наталья Григорьевна.

– Она поднимала боевой дух солдат Красной Армии, воодушевляла весь советский народ на борьбу с фашизмом, – берет слово ученик. – Слушаешь – и даже хочется выпрямиться.

Кто не помнит поэму Александра Твардовского «Василий Теркин»? Каждый, кто учился в школе, наверняка может процитировать строки: «Переправа, переправа, берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда. Кому память, кому слава, кому темная вода. Ни приметы, ни следа…». Ученик читает наизусть знаменитый отрывок из поэмы. Говорят о персонаже Василия Теркина как о собирательном образе русского солдата – смелом, находчивом, веселом, но и с болью переживающем трагедию войны, сложном и многогранном.

Трогательные строки стихотворения Константина Симонова «Жди меня», проникновенное чтение строчек Юлии Друниной о погибшей подруге и однополчанке Зинке вызывают слезы у участников и зрителей литературной гостиной. Тема любви в военные годы все так же популярна и любима в современности. Понятна она и нынешним школьникам.

Литературная гостиная – это урок, в котором сплелись разные искусства. Обязательна и музыкальная часть. Песни военных лет «Темная ночь», «Три танкиста» и другие стали красивым завершающим аккордом урока литературы.

– В одиннадцатом классе на урок литературы отводится всего один час в неделю. У нас был обзорный урок по военной лирике, которая тоже достаточно обширна и многогранна. Чтобы с максимальной пользой охватить эту тему, оставив у учащихся не только знания, но и память об увлекательном уроке, решено было провести его в форме литературной гостиной, – отпустив школьников на перемену, поясняет Наталья Григорьевна.

– Много ли времени ушло на подготовку?
– Совсем немного. Учащиеся сами искали нужную информацию для докладов, готовились. Сами выбирали стихи, которые они хотели бы прочесть – но советовались со мной как с учителем. Тщательных репетиций мы не проводили, и радует то, что наши ученики подошли к подготовке к чтению стихов с таким трепетом. Правда, получилось здорово?
– Да, ребята большие молодцы.

Наталья Григорьевна Аршинова – учитель русского языка и литературы высшей категории. Педагогической профессии отдала более 20 лет. Проведение открытых уроков для нее не в новинку, но каждый раз проведение таких уроков вызывает волнение.

– Литературные вечера, гостиные обязательно должны проводиться в школе. Они позволяют выйти за рамки программы, узнать больше, и ученикам эта форма работы очень нравится, – говорит учительница.

Директор средней школы № 9 г. Мозыря Ольга Алексеевна Хомутовская рассказывает:

– Для коллектива нашей школы быть в числе лучших стало уже хорошей традицией. По результатам работы на протяжении многих лет девятая школа занимает лидирующее место в районном конкурсе на лучшее учреждение образования. А все потому, что в успехе школы заинтересованы не только ее учителя и ученики, но и родители, и шефы.

«Природа почти всегда создает таланты всякого рода. Надо только поощрять их и давать им применение» – эти слова Вольтера являются девизом нашей школы.

Учащиеся школы на протяжении 2018/2019 учебного года принимают участие в многочисленных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (более 150 дипломов различной степени на международном и республиканском уровнях). 44 диплома завоевали ребята во 2-м этапе республиканской олимпиады, 5 дипломов – в 3-м этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, 3 учащихся примут участие в заключительном этапе республиканской олимпиады по английскому языку, астрономии и русскому языку и литературе.

«Красивые цветы растут при хорошем садовнике». В школе таким садовником является учитель. Только творчески талантливый педагог может выявить и развить способности учащихся. В школе работают настоящие профессионалы своего дела, которые активно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, распространяют опыт педагогической деятельности в средствах массовой информации, на повышении квалификации педагогических кадров, проводят мастер-классы, семинары и открытые уроки для педагогов района, области и республики. Профессиональную самостоятельность коллектива подтверждает и тот факт, что 78,8 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию, один учитель (О. А. Полещук, учитель белорусского языка и литературы) имеет квалификационную категорию «учитель-методист».

Среди доминирующих направлений деятельности школы – развитие инновационной, исследовательской и научно-методической работы. В школе успешно работает научное общество учащихся «Эрудит». В образовательном процессе детей важно все: и психологический микроклимат, и здоровый образ жизни, и идеологическая составляющая и профориентационная направленность.

Средняя школа № 9 – это команда единомышленников, которая грамотно решает управленческие задачи, эффективно организует мониторинг качества образования, своевременно осуществляет диагностику и коррекцию педагогической деятельности, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагогов, объединяет педагогическую и родительскую общественность.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора.