Современная школа: на урок со смартфоном

Идти в ногу со временем – сегодня этот слоган особенно актуален для системы образования, ведь современные дети меняются стремительно и в том числе под воздействием вездесущего интернета. Увидеть эти изменения, использовать их на благо подрастающего поколения, сделать процесс обучения более доступным и действенным – вот первостепенные задачи современного учителя.

Учитель немецкого языка средней школы № 16 Гаянэ Спартаковна Близник уверена, что современный урок требует актуальных, новых методов и приемов: «Сегодня любую информацию можно найти по щелчку мышки, поэтому учитель, придерживающий исключительно традиционных методов обучения, становится просто «говорящей головой». Поэтому, чтобы не отставать от своего ученика, необходимо идти в ногу с современными тенденциями и говорить на языке, понятном и привычном современной молодежи: интернет, смартфон, социальные сети – и не просто говорить, а знать лучше, уметь больше, развиваться непрерывно». Наша собеседница подчеркивает: «Сегодняшняя специфика работы учителя иностранного языка такова, что ожидаемый результат достигается только при гармоничном симбиозе игровых, интерактивных и информационных технологий». И именно последние дают возможность получить быстро и качественно то, что очень важно для любого педагога – обратную связь.

За несколько лет практики Гаянэ Спартаковна испробовала на уроках немецкого языка множество интерактивных web-сервисов 2.0 и выделила для себя несколько самых удобных, которые в настоящее время использует регулярно: «Например, Quizlet.com – языки и лексика на карточках; Mentimeter.com – приложение для создания презентаций с обратной связью в реальном времени; Quizizz.com – веб-сервис для создания викторин и тестов».

Учительница рассуждает о том, что google, если сравнить его с земным шаром, напоминает скорее океан, так как эта система настолько велика, необъятна и богата, что для ее тщательного изучения понадобится несколько лет. Но именно она является необходимым элементом для современного учителя. Ведь на google-диске и в других google-форматах можно хранить рабочие материалы, создавать совершенно уникальные тесты и опросы любой сложности и направленности. «Можно создавать google-классы, рассылать/собирать задания, отслеживая динамику успеваемости своих учащихся и трудности, которые у них возникают. Наша цель – не наполнить голову знаниями, которые учащимся, возможно, и не пригодятся, а научить их ориентироваться в современном мире и формировать компетенции, которые наверняка необходимы», – рассуждает наша собеседница. В завершение нашего разговора она отмечает: «Все подобные ресурсы действенны только тогда, когда используются систематически. Но для этого необходима и поддержка родителей».

О том, что родители должны помогать ребенку осваивать в том числе и необъятные просторы интернета, уверен и учитель белорусского языка и литературы этой же школы Евгений Валерьевич Есис: «Как ребенок будет пользоваться телефоном, сколько времени будет проводить, скажем, в социальных сетях и в целом в интернете, зависит, прежде всего, от родителей.

Важно, чтобы перед тем, как купить дорогой гаджет, они научили ребенка правильно пользоваться интернетом, рассказать и показать, где можно найти что-то интересное, а чего лучше избегать. Учитель в свою очередь должен познакомить учащихся с сайтами по определенному предмету, на которых можно найти много важной и полезной информации. Подсказать, как, например, принять участие в тестировании онлайн, как прочитать какое-то произведение в электронном варианте. Эти вопросы озвучиваются и на родительском собрании. Поверьте, если кто-то не знает, как, скажем, зарегистрироваться на каком-то ресурсе, ни один педагог не откажет в помощи. Важно, чтобы учителя вместе с родителями активно сотрудничали – это обязательно даст свои положительные результаты в будущем».

В своей работе учитель использует, прежде всего, те ресурсы, которые рекомендованы Министерством образования. Например, национальный образовательный портал. Именно там каждый педагог может найти отличные материалы на самые разные темы, найти мультимедийные презентации, примеры тестирования, ссылки на другие интернет-ресурсы. Пользуется популярностью и областной образовательный портал для учителей белорусского языка и литературы «Белы ветразь», который курирует областной институт развития образования. Здесь, к слову, педагоги могут размещать свои разработки уроков, тесты, плакаты. «На традиционном уроке на повторение порой уходит 20 минут. Используя интернет-ресурсы, мы можем повторить пройденный материал с помощью online-тестов, лото, викторин, буктрейлера за 3-4 минуты. И для этого не обязательно всем детям иметь смартфон с выходом в интернет. Мне достаточно одного устройства для того, чтобы вывести нужный материал на экран. Это очень удобно, быстро и доступно», – рассказывает Евгений Валерьевич. Педагог отмечает, что в новых учебниках по его предмету появились так называемые QR-коды: «Наводишь гаджет, включаешь QR-программу и за считанные секунды получаешь много дополнительного материала. Например, раньше у учителя была проблема, где найти, скажем, определенную музыку, портрет писателя, задания на определенную тему. Сегодня такой проблемы нет, так как вся справка – по переходу с QR-кода. И детям для того, чтобы углубиться в новую тему, закрепить ее, проработать самостоятельно сегодня не обязательно идти в библиотеку. Достаточно иметь самый простой гаджет и выход в интернет».

По мнению педагога, сегодня бумажные учебники и пособия – основа процесса обучения. Однако они обязательно должны дополняться материалом, взятым из проверенных источников в интернете. Кстати, Евгений Валерьевич отмечает, что для сегодняшних детей книга бумажная и книга электронная – равнозначны. «Для меня, например, предпочтительней бумажный вариант. Просто мне так удобней, ведь я и в школе, и в университете учился по таким книгам. Мне нравится, что в книге можно что-то выделить стикером, подчеркнуть карандашом. Да и шелест ее страниц мне по душе. Если ребята вместо бумажной книги пользуются ее электронной версией, я совсем не против. Да и это абсолютно неважно – главное, что ребенок читает, находит информацию, разбирается в ней», – подводит итог учитель.

Заместитель директора по учебной работе средней школы № 16 Елена Павловна Красюк отмечает, что современное общество нуждается в грамотном, деятельном и творческом выпускнике школы. А, значит, потребности общества должны найти отражение в целях образования: «Мы должны научить ребенка учиться. Сегодня знания можно получить где угодно. Важно уметь их применить на практике. Поэтому мы, учителя, должны научить ребенка ориентироваться в информационном поле, в ключевых проблемах современной жизни, а сделать это без использования информационно-коммуникационных технологий в обучении невозможно».

Заместитель директора рассказывает о том, что подобный подход в обучении в учреждении образования используется каждым учителем. В этом помогают всевозможные интерактивные доски, проекторы, ноутбуки, компьютеры, локальная сеть, глобальная сеть интернет – сегодня учитель должен уметь всем этим пользоваться, разбираться в самых разных нюансах сферы новых компьютерных технологий. Только в этом случае ребенок также сможет чувствовать себя уверенно и комфортно в огромном поле интернета.

В Беларуси обновляется фонд учебных изданий – учебные пособия постепенно меняют не только формат и содержание, но и получают немало интересных дополнений. Например, учебник можно использовать вместе со смартфоном или планшетом. Главная цель подобных нововведений – не только заинтересовать учащихся, но и расширить их информационное пространство. Например, вряд ли оставит равнодушными даже самых маленьких школьников следующая «фишка», которая доступна в книге для первоклашек «Беларусь – наша Радзiма». Специальная бесплатная программа Aurasma на вашем телефоне позволит работать с дополнительной реальностью. Для этого необходимо поднести экран смартфона к картинке, например, с изображением синички. После этого она начнет махать крыльями и чирикать. На соседней странице также оживают зубры, олени и другие обитатели лесов. Гаджет, поднесенный к картинке с конфетами, запустит видеоролик о производстве сладостей. Это все делает процесс обучения интересней и увлекательней. В новых учебниках для старших классов также есть немало интересного, что удивит и, возможно, вдохновит ребят на новые достижения.

Поэтому вывод один: современный образовательный процесс сложно представить без информационно-коммуникационных технологий. Остаться в стороне не получится – современный мир требует идти в ногу со временем, развиваться и совершенствоваться. За учителем, который готов к этому, – будущее.

Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.