«Я б в рабочие пошел…» Как помочь реализовать это желание?

В том числе и этот вопрос обсуждался на семинаре для руководителей учреждений среднего специального и профессионально-технического образования по теме «Подготовка рабочих кадров для региона». Гостей принимали учреждения образования «Мозырский государственный профессиональный лицей строителей», «Мозырский государственный политехнический колледж», «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии».

Несомненно, качественная подготовка трудовых кадров – основа основ деятельности учреждений профтехобразования. Сегодня, например, на самом высоком уровне обсуждается вопрос всестороннего обучения сварщиков для работы на Мозырском НПЗ.

Тем не менее, всегда есть ряд факторов, влияющих на процесс профессионально-технического образования. В памяти директоров до сих пор, по их выражению, «лихой 2015 год», когда из-за кризисных явлений в экономике многие организации отказались принимать на работу выпускников, которых ранее заказывали.

Ситуация в экономике сильно влияет на цифры приема. Сегодня наблюдается подъем, и как следствие, если брать данные только по Мозырскому лицею строителей, базовые организации забирают практически всех выпускников. Более того, если в 2016-2018 годы распределилось 100 % выпускников, то уже в 2019 году – нехватка кадров, т.е. выпускников меньше, чем потребность (выпуск 184 – потребность 352). Так резко меняется ситуация.

Выпускники лицеев и колледжей Мозыря стали работать по всей республике. На новый уровень вышла работа по профориентации, кроме традиционных дней открытых дверей. Как пример, темы последних субботних мероприятий по профподготовке в лицее строителей: профессиональные пробы «Условия оптимального выбора профессии» в различных мастерских лицея, мастер-классы «Сварка арматуры», «Изготовление ручки на молоток», «Строгание древесины» и другие. Гости лицея не просто зрители, но и сами могут под наблюдением мастеров производственного обучения взять в руки рабочий инструмент и попробовать свои силы.


Для закрепления кадров все руководители отметили необходимость прохождения производственной практики именно в базовых организациях – заказчиках кадров.

Остаются проблемы с набором учащихся. Раньше примерно 50 % будущих трудовых кадров поставляли сельские школы, но сегодня в них учеников немного, и в селе, и уже в городских школах за учеников держатся – необходимо обеспечивать нагрузкой собственные педагогические коллективы.

Сегодняшнюю ситуацию, отвечая на наши вопросы, проанализировал Дмитрий Николаевич Чёрненький, заместитель начальника отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования главного управления образования Гомельского облисполкома.

– Насколько, в сравнении с советскими временами, престижно сегодня профессионально-техническое образование?
– Для примера приведу вам такие цифры: в прошлом году в Гомеле после 11 классов со средним баллом аттестата в 5,5 пунктов невозможно было поступить в профессиональные лицеи и колледжи. Поэтому плохая учеба в школе уже точно не гарантия, что тебя все равно возьмут на учебу в учреждение профтех-
образования.

Кроме того, сегодня сложилась такая ситуация, что люди с рабочими специальностями зачастую более востребованы и получают более высокую заработную плату чем те, кто имеет иное высшее образование.

Так что ситуация меняется, и, уверен, мы сможем совместными усилиями, в том числе и СМИ, поломать еще советское убеждение, что «профтехучилище – это последний шанс».

– Впереди новая вступительная кампания. Что можно посоветовать школьникам в плане выбора профессии?
– Моя точка зрения: неважно, какой специальности учится ребенок – профессионал востребован всегда и всюду. Другой момент: есть понятие востребованности с точки зрения абитуриента и есть востребованность с точки зрения работодателя. К сожалению, они не всегда совпадают, и на предприятиях ждут совсем не работников, на кого учатся школьники.

Наша задача – привести эти понятия к одному знаменателю, т.е. разъяснять родителям и детям, какие перспективы на рынке труда открывают перед ними конкретные специальности.

– Насколько система профтехобразования гибко реагирует на запросы рынка труда?
– Ежегодно у нас открывается порядка 30 новых специальностей по профтехобразованию и примерно столько же закрывается в зависимости от востребованности на рынке. Процесс этот сложный, потому что для открытия новой специальности необходимо пройти лицензирование, но на потребности рынка труда мы стараемся реагировать оперативно.

Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.